Финансы. Роль государственных ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса Роль финансов в расширенном воспроизводстве

По обыкновению речь идет о целевых фондах хозяйствующих субъектов и государства.

Зарубежная научная мысль не рассматривает финансы так широко. В зарубежной литературе финансы обычно делят на:

  • публичные;
  • личные;
  • корпоративные.

Итак, рассматривая финансы в широком смысле, в российской научной среде сформировалось следующее их понимание: Финансы — система отношений в обществе на фоне образования и использования фондов денежных средств в соответствии с функциями и ролью категории каждого элемента системы.

Категории

Публичные (государственные):

  • бюджет;
  • налоги;
  • кредит;
  • внебюджетные фонды;
  • финансы предприятий;
  • имущественное и личное страхование.

Кредитная система:

  • операции Центробанка РФ и других госбанков;
  • операции коммерческих банков;
  • эмиссия денег;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды, ломбарды;
  • негосударственная страховая система.

Финансы отраслей воспроизводственного процесса:

  • финансы предприятий и организаций (производственной и непроизводственной сферы);
  • финансы прочих субъектов воспроизводственного процесса.

Вторичный финансовый рынок:

  • операции с векселями;
  • операции с акциями;
  • операции с недвижимостью;
  • операции с драгоценными камнями и металлами;
  • биржевые товарные операции.

Международные финансы:

  • финансовые организации;
  • кредитные организации;
  • инвестиционные операции;
  • валютные операции.

Функции

Функции финансов понимаются в различных экономических школах по-своему в зависимости от трактовки и концепций им присущих. В российской научной литературе выделяются московская и петербургская концепции. Согласно московской финансы выполняют следующие функции:

  • распределительная (распределение и перераспределение внутреннего валового дохода);
  • контрольная (отслеживание хода распределения на предмет законности);
  • регулирующая (воздействие государства через налоги, госкредиты, финансирование некоторых предприятий, реализацию налоговой политики);
  • стабилизирующая.

Петербургская концепция рассматривает функции в другом ключе:

  • формирование бюджетных доходов;
  • осуществление бюджетных расходов;
  • контроль за исполнением бюджета.

Система финансов России

Система финансов это комплекс различных сфер финансовых отношений, взаимодействующих друг с другом. Российская финансовая система состоит из двух подсистем:

  • государственные и муниципальные финансы;
  • финансы предприятий и организаций.

Для наглядности представим систему финансов РФ графически (рисунок 1)

Финансы всегда подчинены целям и задачам субъектов их организующим. С этой точки зрения интересна трактовка С.Ю.Витте, который был министром финансов до революции 1917 года. Он называл финансы «совокупностью государственного имущества», а науку о финансах — «способами наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства».

1. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

Государственные и местные финансы – это денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих потребности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.

Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит финансам предприятий и государственным финансам.

Финансы предприятий - главный инструмент регулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне, т.е. на уровне отдельного предприятия. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производственного продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства. Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, системы страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий.

Функционируя в сфере материального производства, финансы предприятий обслуживают кругооборот производственных фондов.

Однако нормальное функционирование экономики возможно при условии органичной связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими отраслями. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает его сбалансированное развитие как единого целого. В рыночной экономике с уменьшением вмешательства государства в регулирование экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования.

Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование, которое характеризуется формированием финансового потенциала в разных звеньях сферы материального производства. В условиях финансовой самостоятельности каждый субъект хозяйствования может осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов, а также привлечения на акционерной основе или паевых началах денежных средств других предприятий, использования банковских кредитов, получения на определенных условиях бюджетных ассигнований. Формируемые из различных источников финансовые ресурсы позволяют инвестировать средства в новое производство, расширять действующие предприятия, финансировать прикладную науку и внедрять ее результаты в производство и т.д.

Однако рыночный механизм регулирования экономики не всегда эффективен, поскольку не всегда способен обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями государства. Вместе с саморегулированием большое влияние на структурную перестройку экономики оказывает государственное вмешательство в экономику. Такое вмешательство необходимо в связи с финансовой поддержкой приоритетных направлений экономики, развитием объектов производственной и социальной инфраструктуры, территориальным распределением ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов и т.п. Вмешательство государства в экономику происходит с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций, финансирования социальных мероприятий, а также страхования и кредитования. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, т.е. на уровне всего народного хозяйства.

С помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает предприятия осуществлять варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют интересы и потребности всего общества. Вместе с тем вмешательство государства в экономику имеет свои границы: излишнее вмешательство государства в форме предоставления необоснованных льгот и бюджетных дотаций может привести к ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования всего рыночного механизма.

Формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные средства в форме выпуска ценных бумаг.

Кредитование – это способ финансирования воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится в основном на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат применяются одновременно.

Финансовые стимулы

Одним из важных инструментов регулирования экономики являются финансовые стимулы. В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить: приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов; бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции.

Инвестирование

Различают следующие основные направления инвестирования финансовых ресурсов:

а) финансирование структурной перестройки экономики с целью развития наиболее приоритетных направлений;

б) финансирование и финансовая поддержка наукоемких технологий и производств, основанных на национальных сырьевых ресурсах;

в) финансирование новых перспективных конкурентоспособных отраслей, направлений и отдельных производств;

г) финансирование затрат, связанных с развитием непроизводственной инфраструктуры, воспроизводства рабочей силы, повышением ее квалификации, развитием науки, профессиональной подготовкой кадров и ориентацией на новые технологии.

Бюджетные стимулы

Повышение эффективности экономики и ее отдельных отраслей может обеспечиваться через систему бюджетных стимулов, выступающих в форме льгот по налогам, полного или частичного освобождения от отдельных налогов. Стимулирующий характер системы бюджетного финансирования состоит в поддержке высокоэффективных или социально значимых проектов.

Финансовые льготы и санкции

Стимулирующее значение имеет и система финансовых льгот и санкций. Льготы могут предоставляться для финансирования мероприятий по развитию новых высокотехнологичных производств, развития научно-технического прогресса, проведения природоохранительных мероприятий. В качестве льготы может выступать полное или частичное освобождение от налогов прибыли предприятий. Система санкций может применяться за нарушение договорных условий, расчетной и финансовой дисциплины.

Экономический рост возможен только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, снижения налогового бремени на предприятиях.

2. Финансовые ресурсы и источники их формирования

Материально - вещественным воплощением объективной экономической категории «финансы» и носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

При широком использовании термина «финансовые ресурсы» толкование его различно. В России он впервые был применен при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов и при составлении плана ГОЭЛРО.

Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, постольку под финансовыми ресурсами следует понимать только такие ресурсы, которые имеют денежную форму в отличии от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом можно сделать первый и важный вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.

Однако финансовые ресурсы – это только часть денежных ресурсов, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами, населением. Помимо финансовых ресурсов денежные ресурсы включают кредитные ресурсы, денежные доходы населения, оборотные средства предприятий.

Финансовые ресурсы всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных ресурсов, которая находится в собственности или распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и обслуживает процесс общественного воспроизводства (расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, социальные нужды и других общественных потребностей) относится к финансовым ресурсам.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы – это часть денежных ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используемых ими на цели расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей населения и для выполнения государством и органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач

В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, местных органов самоуправления, предприятий.

Финансовые ресурсы общества складываются из финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, финансовых ресурсов федерации и субъектов федерации, финансовых ресурсов муниципальных органов управления и финансовых ресурсов страховых компаний.

Финансовые ресурсы создаются в процессе распределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Источники формирования финансовых ресурсов общества

Национальный доход (на основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств; часть национального дохода, которая формируется и остается в распоряжении предприятий, создает децентрализованные фонды денежных средств);

Часть национального богатства (ранее накопленных средств: от продажи золотого запаса, продажи энергоносителей, валютных резервов, страховых резервов; и др.);

Денежные доходы организаций и предприятий производственной сферы. Прежде всего, к ним относится прибыль, выступающая в качестве одной из форм стоимости прибавочного продукта.

Амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов;

Отчисления предприятий в государственные внебюджетные социальные фонды, имущественного и личного страхования;

PAGE_BREAK--

Заемные и привлеченные средства (в виде кредитов банков, коммерческих кредитов, кредиторской задолженности; средств, получаемых от эмиссии ценных бумаг, и др.);

Поступления от населения (налоги, сборы, поступления от займов и лотерей);

Доходы от внешнеторговых операций, внешних государственных кредитов и заимствований, доходов по ценным бумагам, приобретенным на внешнем финансовом рынке, иностранных инвестиций и гуманитарной помощи.

Основным источником финансовых ресурсов общества являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления выступает валовой внутренний продукт (его части: сумма косвенных налогов, национальный доход), а также часть стоимости национального богатства в виде ранее накопленных средств и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязывать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство. В условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и государственные внебюджетные социальные фонды.

Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов

Состав финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов складывается под воздействием влияния следующих факторов:

Сферы деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера);

Способа ведения хозяйства (на коммерческой или некоммерческой основе);

Организационно-правовой формы;

Отраслевых особенностей.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов относятся:

Собственные средства;

Привлеченные средства.

Источники формирования финансовых ресурсов коммерческой организации

К собственным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций относятся:

Акционерный капитал (в акционерных обществах), паевые взносы (в потребительских обществах, производственных кооперативах), уставные взносы (в момент учреждения предприятия);

Выручка-нетто от основной деятельности (это выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг; выручка от инвестиционной деятельности; выручка от финансовой деятельности);

Внереализационные доходы (полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно; поступления в возмещение причиненных предприятию убытков и др.);

Операционные доходы (доходы от предоставления за плату во временное владение и пользование активов организации; поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, включая проценты и иные доходы по ценным бумагам и др.);

Чрезвычайные доходы (поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п), страховое возмещение, а также стоимость материальных ценностей, остающихся после списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов).

К привлеченным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

Заемные средства (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков и организаций);

Кредиторская задолженность;

Бюджетные субсидии;

Иностранные инвестиции.

Основным источником формирования финансовых ресурсов действующей коммерческой организации выступает выручка-нетто от основной деятельности, прежде всего, выручка-нетто от реализации продукции (работ, услуг), за счет которой образуются валовой доход и прибыль, а также амортизационные отчисления.

Использование финансовых ресурсов коммерческой организации

Финансовые ресурсы коммерческой организации используются по следующим направлениям:

Выплату налогов и сборов в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды федерального и территориального уровней);

Уплата процентов за пользование кредитом;

Погашение ссуд;

Страховые платежи;

Финансирование капитальных вложений;

Увеличение оборотных средств;

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов);

Материальное поощрение работников организации;

Финансирование социальных нужд работников организации;

Благотворительные цели;

Спонсорство;

Форма использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов в настоящее время в меньшей степени регламентируется государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического и материального стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными социальными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации

Для осуществления уставной деятельности некоммерческой организации и ее расширения формируются ее финансовые ресурсы. Состав источников финансовых ресурсов некоммерческой организации, а также механизм их формирования и использования зависит от ее организационно-правовой формы и вида деятельности.

Источники финансовых ресурсов некоммерческой организации

Взносы учредителей и членские взносы;

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Бюджетные средства;

Безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

Прочие источники.

Использование финансовых ресурсов некоммерческой организации

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания:

Расходы на оплату труда служащих;

Расходы на эксплуатацию помещения;

Расходы на приобретение оборудования;

Платежи в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды);

Капитальные вложения;

Капитальный ремонт зданий и сооружений;

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей

У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, также как и у юридических лиц формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают:

Личные сбережения;

Доходы, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности;

Заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на:

Расширение дела;

Платежи в бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды;

Расходы по оплате труда наемных работников;

Благотворительные взносы и пожертвования;

Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя.

Литература

Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я.В. Соколов. –М.: Финансы и статистика, 1999.

Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

Вознесенский Э.А. Финансы, как стоимостная категория. – М.: Финансы и статистика, 1985.

Гусев С.И., Швецов Ю.Г. Развитие федерального казначейства в системе управления государственными финансами. – М.: Финансы и статистика, 2006.

Функции финансов

1. Контрольная: эта функция является инструментом формирования и использования денежных средств.

Финансы объективно отражают распределительный процесс. Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием этих фондов по целевому назначения.

В настоящее время финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, экономическое стимулирование и на рациональное и бережное использование финансовых ресурсов.

Еще одна задача финансового контроля - проверка соблюдения законодательства, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств.

Контрольная функция осуществляется через деятельность органов финансового контроля и налоговых служб.

2. Распределительная: распределение национального дохода заключается в создании основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются путем распределения национального дохода среди участников материального производства, они подразделяются на две группы:

1) заработная плата рабочих, служащих; доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий в сфере материального производства.

Первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности, удовлетворения культурных потребностей населения, следовательно, происходит дальнейшее перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода осуществляется между сферами производства, отраслями, территориями, слоями населения. В результате такого перераспределения образуются вторичные доходы, которые служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

3. Регулирующая: эта функция проявляется посредством вмешательства государства через финансы в процесс производства.

В целях регулирования экономики и социальных отношений используется финансовое и бюджетное финансирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм - совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве; порядок формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов; методы финансового планирования; форма управления финансами и финансовой системой страны и финансовое законодательство.

Роль финансов в расширенном воспроизводстве

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП, рост НД, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений.

Государственные финансы и, в первую очередь, бюджетная система путем направления средств в ту или иную отрасль должны обеспечить структурную перестройку экономики. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, осуществляется отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов, выравнивается развитие регионов.

Расходы из федерального бюджета на финансирование народного хозяйства в реальном выражении значительно сократились и составляют от потребности порядка 15-20 %.

Инвестиционная деятельность особенно сократилась в производственной сфере, снизились объемы капитального строительства. Однако, расширенное воспроизводство, несмотря на снижение бюджетных финансовых ресурсов, осуществляется за счет возросшей доли прибыли, остающейся на предприятиях, переоценки основных средств и заемных ресурсов на финансовом рынке.

Финансовый рынок включает в себя рынок среднесрочных, краткосрочных и долгосрочных капиталов, фондовых ценностей (ценных бумаг).

Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

1. Средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2. Средства внебюджетных целевых фондов (в первую очередь, внебюджетных социальных фондов);

3. Ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль и амортизационный фонд).

Финансовые ресурсы - это совокупность всех денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство, все хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход. С помощью его распределения и перераспределения создаются централизованные фонды денежных средств.

Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, то есть создаются децентрализованные фонды денежных средств на микроуровне, которые расходуются на развитие предприятия.

Объемы фондовых ресурсов, как правило, больше, чем национальный доход, так как кроме стоимости прибавочного продукта они включают амортизационные отчисления.

Централизованные финансовые ресурсы - это результат перераспределения чистого дохода через налоговые платежи и обязательные отчисления.

Кроме указанных источников важными источниками формирования финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, имущественного и личного страхования и другие внебюджетные фонды.

Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовлеченного в оборот, то есть средства от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступления от внешнеэкономической деятельности, а также за счет средств от продажи ценных бумаг.

Централизованные финансовые ресурсы сосредотачиваются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, государственном фонде страхования.

Целесообразно включать в финансовые ресурсы кредитные ресурсы ЦентроБанка как государственный денежный резерв.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - это покры­тие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумули­руемых субъектами хозяйствования и государством. Финансовые ресурсы это денежные средства, формирующихся в распоряжение государства, субъ­ектов федерации, муниципалитета, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости внп.

Формирование финансовых ресурсов, их рациональное использование имеют огромное значение, поскольку финансовые ресурсы являются важ­нейшим денежным источником расширения производства. Снижение объема финансовых ресурсов может ограничить возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, решение актуальных эконо­мических и социальных задач. Оно ведет к сокращению масштабов инвести­ций в производственную и социальную сферы, уменьшению фонда потреб­ления в составе используемого национального дохода. Нехватка финансовых ресурсов приводит к несбалансированности натурально - вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорциям и «расстыковкам».

Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства, его эффективностью. Чем крупнее масшта­бы производства и выше его эффективность, тем больше при прочих равных условиях размеры мобилизуемых и используемых финансовых средств. - В свою очередь величина финансовых ресурсов, инвестируемая в производст­во, создает предпосылки для его роста и совершенствования. В зависимости от того, куда и в каких объемах направляются финансовые ресурсы, форми­руются возможности обеспечения производства дополнительными мощно­стями. А это приводит к повышению технического уровня производства, соз­данию предпосылок для роста производительности труда в соответствующих отраслях экономики.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стои­мости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая пред­ставлена чистым доходом. Именно рост чистого дохода и основной его фи­нансовой формы - прибыли обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов. Кроме стоимости валового внутреннего продукта важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешне­экономической деятельности, при условии достаточно эффективной ее орга­низации. Финансовые ресурсы формируются также за счет части националь­ного богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (переходящие остатки бюджетных средств, обращаемые на покрытие расходов текущего года; ре­зервные фонды страховых организаций; средства от продажи золотого запаса страны; выручка от реализации излишнего имущества и др.). Для формиро­вания финансовых ресурсов могут использоваться заемные и привлеченные средства (кредиты банка; кредиторская задолженность; средства, полученные от выпуска акций и облигаций и др.).

Разнообразие финансовых отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения, обуславливает наличие разных видов финансовых ресурсов. Основными среди них являются: прибыль, различные вида налогов и сборов, страховые платежи, амортизационные отчисления. Возможности их роста определяется не только общими размерами валового внутреннего про­дукта, но и его структурой, динамикой составляющих его элементов.

Финансовые ресурсы необходимы, прежде всего, субъектам хозяйство­вания. У них формируются децентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства (оказанию услуг) и удовлетворению социально - культурных запросов работающих. Образуемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на содержание и приобретение основных и оборотных средств, оплату труда, выплату налогов и сборов, амортизационных отчислений, фи­нансирование научно - технических достижений, проведение природоохра­нительных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера, благотворительные нужды; возврат долгов и выплату процентов по ним, об­разование резервов и т.п. Осуществление названных затрат за счет использо­вания финансовых ресурсов позволяет обеспечивать денежными средствами воспроизводственный процесс на микроуровне.

Потребности общественного производства на макроуровне обеспечи­ваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их ис­пользования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства кото­рых направляются на развитие экономики, финансирование социально - культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления.

В последние годы состояние финансовых ресурсов страны характери­зовалось не только высокой степенью их централизации, но и острой нехват­кой как на макро-, так и микроуровне. В связи с этим необычайную остроту приобрела проблема изыскания реальных резервов роста финансовых ресур­сов. Систематически возраставшие потребности предприятий (организаций) и государства требовали все большей их величины, между тем их мобилиза­ция становилась все более проблематичной из - за нараставших кризисных явлений в экономике, низкой эффективности производства, ухудшения фи­нансовых результатов внешнеэкономической деятельности и других причин.

Для обеспечения бесперебойного финансирования воспроизводствен­ных затрат большое значение имеют финансовые резервы. Финансовые ре­зервы способны обеспечивать непрерывный кругооборот средств в общест­венном воспроизводстве даже при возникновении огромных потерь или на­ступлении непредвиденных событий. Финансовые резервы могут создаваться самими субъектами хозяйствования за счет собственных финансовых ресур­сов (самострахования), их управленческими структурами (на основе норма­тивных отчислений), специализированными страховыми организациями (методом страхования) и государством (резервные фонды в бюджетах разных уровней). Формирование крупных финансовых резервов в руках субъектов хозяйствования малоэффективно с экономической точки зрения. Более целе­сообразным является формирование резервов бюджетным методом и мето­дом страхования, так как здесь достигается более высокая оборачиваемость резервируемых средств.

Финансы можно рассматривать с различных точек зрения. Особенность отношений, составляющих сущность финансов как экономической категории, состоит в том, что они всегда имеют денежную форму выражения. Первоначальное возникновение финансовых отношений представляет собой процесс распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость разделяется на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений.

Первичное распределение - это процесс дробления реализованной стоимости и выделения в ее составе первичных доходов, которые соответствуют элементам цены товара (заработной плате, прибыли и др.). Выделение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений осуществляется при помощи финансов и характеризует процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой ее части.

С помощью финансов реализуются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта в рамках всех структурных подразделений экономики и на разных уровнях хозяйствования. Распределение и перераспределение стоимости при помощи финансов происходят обязательно с движением денежных средств, имеющих специфическую форму финансовых ресурсов. Таким образом, финансы формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений. При этом они используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Как стоимостная категория финансы обладают важным свойством: они всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Это общий признак для финансовых отношений любых экономических формаций.

Категория финансов тесно связана с понятием денег. Их связь очевидна как с научных позиций, так и с практических. Финансы всегда выражаются в денежной форме. В то же время денежные отношения не всегда могут быть финансовыми. Доказано, что финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым ими функциям. Денежные отношения становятся финансовыми только тогда, когда в результате производства товаров и оказания услуг создаются фонды денежных средств.

Взаимосвязь финансов и денег выражается в том, что финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной формах. В свою очередь реальное движение денег независимо от движения стоимости в товарной форме представляет собой самостоятельное, неэквивалентное движение, в результате которого не возникает товарного возмещения. При финансах происходит независимое одностороннее движение денег.

Финансовые отношения по своей природе выражают денежные отношения между организациями при приобретении товарно-материальных ценностей, реализации продукции и оказании услуг; между организациями и вышестоящими организациями при создании фондов денежных средств и их распределении у этих вышестоящих организаций; внутри организации при формировании и кругообороте ее фондов; внутри домашнего хозяйства при формировании и использовании бюджета семей; между государством и организациями при уплате последними обязательных платежей в бюджетную систему и финансировании расходов; между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; между организациями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении средств; между отдельными звеньями бюджетной системы и др.

Функции финансов

Сущность финансов как экономической категории наладит практическое проявление через функции, Которые финансы выполняют в обществе. Функции финансов показывают , каким образом реализуется общественное назначение финансов как инструмента мобилизации и использования централизованных фондов денежных средств. Финансы обеспечивают непрерывный процесс воспроизводства, включающий четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление.

Финансы в общественном воспроизводстве выполняют целый ряд функций, которые раскрывают и конкретизируют их сущностное содержание. К основным функциям финансов можно отнести распределительную и перераспределительную, стимулирующую (регулирующую), контрольную и воспроизводственную. Все функции финансов проявляются и используются комплексно, дополняя друг друга и обеспечивая в результате взаимодействия реализацию общего интеграционного (мультипликационного) эффекта. Для этого большое значение имеет оптимальная пропорциональность в соотношении функций, позволяющая достигать поставленные цели с минимальными издержками и в наименьшее время.

Значение финансов объясняется выполняемыми ими функциями. С научной точки зрения функция любой экономической категории определяет ее сущность, круг тех обязанностей, которые эта категория должна выполнять. Функции финансов должны отражать наиболее глубинные, содержательные стороны их бытия, определяющие специфику и связь с реальной действительностью. В литературе, посвященной финансовой деятельности, существует несколько подходов к определению функций финансов. Так, одни ученые считают, что финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную, а другие - три функции: распределительную, перераспределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов осуществляется при распределении финансовых ресурсов в процессе кругооборота (повторяющегося оборота) средств непосредственно на предприятиях и в организациях.

Кругооборот средств связан с образованием и распределением фондов финансовых ресурсов, начиная от капитала предприятия и до распределения прибыли и образования за счет чистой прибыли ряда фондов, которые имеют решающее значение для развития предприятия (резервных, инвестиционных, для выплаты дивидендов и др.). Поддержание эффективной структуры капитала предприятия невозможно без активного использования распределительной функции финансов с целью формирования системы фондов финансовых ресурсов, адекватной его эффективной деятельности.

В процессе финансовых взаимосвязей обеспечивается также вторичное перераспределение той части выручки и прибыли организаций, которая поступает в виде налогов и других обязательных платежей в централизованные фонды финансовых ресурсов, прежде всего в бюджеты всех уровней (федеральный, региональный, муниципальный). Этот процесс реализуется посредством перераспределительной функции финансов.

Перераспределяя и направляя аккумулированные в бюджете средства на финансирование тех или иных мероприятий из бюджета, государство формирует наиболее эффективную структуру экономики (в дополнение к рыночному переливу капитала в более выгодные сферы деятельности), отвечающую решению текущих и стратегических социально-экономических задач. Это тем более необходимо сейчас, когда осуществляется реструктуризация экономики, которая должна способствовать достижению достаточно высоких и устойчивых темпов экономического роста, реализации намеченных к осуществлению национальных проектов.

Чрезвычайно большое значение для развития производства товаров и услуг, роста рентабельности предприятий, фирм и корпораций имеет стимулирующая (регулирующая) функция финансов , играющая наиболее активную роль в системе государственного регулирования рыночной экономики. Именно эта функция придает финансовым отношениям особое качественное содержание, позволяющее им выступать в виде комплексного экономического рычага, который может активно использоваться государством для развития предпринимательской деятельности и насыщения рынка товарами. Эффективная реализация этой функции связана с совершенствованием системы налогообложения предприятий, порядка распределения прибыли, организации финансовых взаимосвязей между субъектами рынка, а также бюджетного финансирования приоритетных отраслей экономики. Важным является также эффективная кредитная политика государства, стимулирующая инвестиционные и инновационные процессы в производстве.

Суть финансового стимулирования состоит в воздействии на предприятия и организации через создание особых условий реализации их интересов как субъектов рыночной экономики. Государство должно создавать такую среду деятельности субъектов рыночной экономики, которая побуждала бы их в целях осуществления своих социально-экономических интересов одновременно реализовывать интересы государства и общества.

Для осуществления финансового стимулирования производства большое значение имеет формирование действенного финансового механизма , всесторонне учитывающего всю систему интересов в рыночной экономике. Финансовый механизм предприятий и корпораций - это взаимосвязанная система форм и методов образования и использования фондов финансовых ресурсов, обеспечивающая повышение эффективности их хозяйственной деятельности, выявление и реализацию резервов роста производства, сокращение затрат и увеличение прибыли, повышение конкурентоспобности на рынке и в конечном итоге укрепление финансового состояния предприятий. Этот механизм должен быть направлен прежде всего на экономию и лучшее использование всех ресурсов и факторов производства с целью эффективного развития экономики.

Наиболее важную роль в механизме финансового стимулирования производства играет налогообложение предприятий , выступающее одной из важнейших сфер финансовых отношений. Налоговое воздействие должно осуществляться в форме косвенного регулирования, в первую очередь через уровни налогообложения различных ресурсов, имущества и финансовых результатов производства, с тем чтобы предприятие наряду с уплатой налогов имело достаточно финансовых средств (инвестиционных и др.) для развития. Вследствие чрезмерного налогового давления налогообложение оказывает пока что дестимулирующее влияние на развитие российских предприятий. Достаточно сказать, что более 40% ВВП производится в России в так называемой теневой экономике которая функционирует без уплаты каких-либо налоговых платежей и, следовательно, имеет гораздо больше возможностей для развития производства. Это нарушает ресурсные основы формирования эффективной структуры рыночной экономики, адекватной перспективным целям социально-экономического развития, а также создает разные конкурентные условия функционирования предприятий.

Большое значение для стимулирования развития предприятий, фирм и корпораций имеет уровень банковского процента, государственное регулирование цен на энергоносители и транспортных тарифов, которые составляют наиболее существенную часть (в среднем более 40%) издержек производства в отраслях экономики.

Важным фактором экономического развития выступает финансовый контроль , являющийся также одной из функций финансов. Контрольная функция финансов служит необходимой предпосылкой повышения эффективности деятельности предприятий, ускорения оборота их финансовых ресурсов. Контроль за денежными потоками, которые обслуживают формирование финансовых фондов предприятий, должен быть направлен прежде всего на обеспечение равномерного и достаточного поступления выручки, выступающей основным источником покрытия всех затрат предприятия, включая налоги и получение прибыли.

Традиционно рассматривают следующие функции финансов: распределительную, стимулирующую и контрольную. Действуя одновременно и скоординировано, они обеспечивают проведение государством определенной финансовой политики. Следует понять, что перечисленные функции действуют именно одновременно, а не последовательно.

Как было установлено ранее, назначение государственных финансов состоит в мобилизации и использовании денежных фондов, обеспечивающих выполнение государством своих конституционных функций. В связно этим финансы реализуются прежде всего на стадии распределения, созданного обществом продукта.

Реализуется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, нематериальной сфере, сфере обращения. Основными субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне - государство в лице органов законодательной и исполнительной власти. Объектами распределения служат ВВП и национальный доход в денежной форме. Путем реализации распределительной функции осуществляются распределение и перераспределение новой стоимости.

В основе распределительной функции финансов лежат три последовательные ступени:

1. формирование фондов денежных средств (на местном уровне формируются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, в то время как на государственном уровне создаются централизованные средства государства);

2. распределение денежных фондов через финансовые инструменты (на местном уровне создаются обособленные фонды организации - уставный, оплаты труда, амортизации - и домашнего хозяйства для определенного потребления);

3. образование бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов на государственном уровне.

Использование денежных фондов имеет целью на местном уровне обеспечить расширенное производство и существование отдельных членов общества, на государственном уровне - улучшить народнохозяйственные отношения, общегосударственные потребности страны.

Распределительная функция финансов включает в себя как собственно распределение, так и перераспределение. Распределению перераспределению подлежит общественный продукт, созданный в стране, а также его составляющие, и прежде всего национальный доход. В отечественной экономической литературе структура совокупного общественного продукта (СОП) традиционно обозначается символами

где С - стоимость израсходованных на производство продукции средств производства (орудий труда и предметов труда);

(V + m),- национальной доход (стоимость рабочей силы – V и прибавочный продукт - m).

Собственно распределение (или первичное распределение) означает, что после того как продукт создан в сфере материального производства он и распределяется между его участниками. Часть СОП предназначается для возмещения предметов и орудий труда, использованных в предшествующем цикле воспроизводства. Эта часть обеспечивает простое воспроизводство. Оставшаяся часть – (V + m) - распределяется между работодателями и наемными работниками материальных отраслей и используется для расширения общественного производства. Завершается первичное распределение.

Затем следует вторичное распределение, или, иначе - перераспределение. Объективная необходимость этого процесса вызвана тем, что наряду с участниками материального производства общество состоит из членов, которые непосредственно не участвуют в производстве, но создают предпосылки его нормального развития: учителя, врачи, ученые, чиновники, военные, деятели культуры и т.д. Общество состоит также из несовершеннолетних и недееспособных лиц. Все они должны получить свою долю созданного продукта. Кроме того, общество, реализуя систему выработанных социально-экономических приоритетов, должно осознанно развивать некоторые отрасли и регионы, которые не имеют на первых порах собственных источников для этого.

На стадии перераспределения главенствующее место принадлежит государству. С помощью финансовых инструментов, прежде всего налогов и бюджета, оно изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым перераспределение национального дохода. Финансы в этом случае активно участвуют в распределении и перераспределении национального дохода, способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования.

В статистике большинства стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ, МБРР) основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики признается валовой внутренний продукт (ВВП). Это один из основных показателей системы национальных счетов, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов.

ВВП представляет собой рыночную стоимость всех товаров и услуг, произведенных резидентами за тот или иной период для конечного использования в рыночных ценах, т.е. он включает стоимость произведенных конечных товаров и услуг и не включает стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в производственном процессе (сырья, материалов, топлива, услуг транспорта, финансовых услуг и т.п.). В то же время, как и другие показатели результатов экономической деятельности, рассчитываемые на валовой основе, ВВП включает потребление основных средств.

Иными словами, в отличие от показателя СОП, рассчитываемого по методологии Баланса народного хозяйства как сумма валовой продукции предприятий материальной сферы деятельности, ВВП не включает стоимость потребленных в процессе производства предметов труда (сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.) и учитывает результаты деятельности не только сферы материального производства, но и сферы нематериальных услуг.

ВВП может быть исчислен на каждой стадии воспроизводственного процесса соответствующим методом. Так, производство товаров и услуг исчисляется производственным методом, распределение - распределительным методом, конечное использование - методом конечного использования.

Перераспределительная функция финансов позволяет создать денежные фонды на уровне организации и домашнего хозяйства, а также государства; образовывать не просто денежные фонды, а фонды целевого назначения; осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между сферами и социальными группами; формировать необходимые резервы на уровне организаций и государства.

Сущность стимулирующей функции финансов сводится к тому, что государство с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов в нужном обществу направлении. Посредством распределения денежных средств государство стимулирует или сдерживает развитие определенных социально-экономических процессов. Для этих целей государство использует прежде всего следующие финансовые рычаги: бюджет, тарифы и цены, налоги.

На основе выработанной в процессе планирования и утверждения бюджетов на соответствующий год системы приоритетов бюджетные средства направляются на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия.

Несмотря на произошедшую либерализацию цен и тарифов, у государства имеются действенные рычаги вмешательства в процесс, ценообразования. Прежде всего это воздействие осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательской деятельности - в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешаться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывающие влияние на финансовое состояние предприятий.

Наиболее действенным финансовым инструментом стимулирования хозяйственной деятельности является налогообложение. Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятий, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами. И наоборот, устанавливая повышенные налоговые ставки, государство, препятствует развитию определенных процессов.

Наконец, манипулируя уровнем экспортно-импортных пошлин, тарифов, государство стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные операции, поддерживает национального производителя, усиливает конкурентные позиции отечественных предприятий на мировых рынках, наполняет бюджет.

Это далеко не полный перечень тех рычагов, которые активно и комплексно используются государством для достижения поставленных целей.

Сущность контрольной функции состоит в осуществлении контроля (прежде всего в стоимостном выражении) объективно существующих денежных отношений. Контроль пронизывает всю систему отношений, связанных как сдвижением стоимости, так и со сменой форм стоимости. Финансы, связанные с движением денежной формы стоимости ВВП, обладают свойством через финансовые ресурсы количественно характеризовать воспроизводственный процесс.

Содержание финансового контроля состоит в том, чтобы сообщать обществу обо всех недостатках в денежных отношениях. Контрольная функция, представляющая собой воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП и национального дохода, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса. Смысл контрольной функции заключается в том, чтобы стимулировать наиболее рациональное использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью обеспечения эффективности общественного производства.

Объектом контрольной функции финансов выступают финансовые показатели финансовой системы. Повышение эффективности контроля зависит во многом от организации финансовой системы. Контрольная функция финансов проявляется, во-первых, еще до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы и бюджеты; во-вторых, в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет; в-третьих, и процессе подведения итогов, составления оценок исполнения денежных фондов. Контрольная функция реализуется посредством:

1. финансово-хозяйственного контроля в отдельных организациях на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;

2. финансово-бюджетного контроля при налоговых платежах и финансировании из бюджетных ресурсов;

3. кредитно-банковского контроля при использовании принципов кредитования и денежных расчетов.

Контрольная функция финансов осуществляется при проведении любой финансовой операции - будь то операция по формированию денежных фондов или по использованию средств. Нельзя сказать, что контроль проводится только после того, как произошел процесс распределения или осуществилось стимулирование какого-либо социально-экономического процесса. Все функции действуют одновременно и скоординировано. Финансовые процессы начинаются, длятся и завершаются, и на каждом из этих этапов необходим контроль. Соответственно финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий – до, во время и после осуществления операции.

Контрольная функция финансов тесно связана с рассмотренными ранее распределительной и стимулирующей функциями. Она не сводится лишь к бесстрастному мониторингу, но по результатам контроля осуществляются соответствующие коррективы в ходе текущих финансовых процессов, а также происходит совершенствование финансового прогнозирования и планирования.

Финансовому контролю подвергается деятельность всех участников финансовых отношений. Поэтому финансовый контроль осуществляется как на микро-, так и на макроуровне. Его предметом на макроуровне является распределение валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микроуровне уровне финансовый контроль имеет целью рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов, потерь, борьбу с бесхозяйственностью и расточительством.

Финансовый контроль может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудит).

На рубеже 1980 - 90-х годов с началом формирования в РФ рыночных отношений контрольная функция финансов существенно усложнилась. Появились новые формы собственности, осуществилась широкая приватизация, повсеместная коммерциализация, возникли принципиально новые организационно-правовые формы предпринимательства, произошли глубокие институциональные преобразования в законодательстве и нормативно-правовых актах, формах и методах государственного регулирования и контроля, оформились такие сегменты рынка, как рынки капиталов, труда, товаров и услуг, произошла либерализация цен, внешнеэкономической деятельности, валютных отношений и др. Финансовые операции должны быть одновременно экономически целесообразными и юридически правомерными. Поэтому органы, осуществляющие финансовый контроль, уделяют внимание именно этим двум сторонам деятельности субъектов финансовых отношений. Между двумя названными сторонами финансовой деятельности объективно существуют противоречия. Действительно, часто наиболее рентабельные операции являются противоправными. Только в рамках финансового контроля достигается разрешение указанного противоречия. Типичной рекомендацией контролирующих органов в случае обнаружения ими неправомерно полученной выгоды является ее полное обращение в доходы государственного бюджета.