Методом распределения денежных средств является. Метод собирания денежных средств

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Единство финансовой системы РФ. Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих ее. Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Понятие и функции финансов. Понятие и особенности финансовой деятельности. Понятие, предмет и метод финансового права. Отличие государственных финансов от частных. Общественные отношения, возникающие в процессе использования фондов денежных средств.

    реферат , добавлен 18.10.2013

    Финансовые отношения. Материальная основа финансовых отношений. Финансы предприятий как основа финансовой системы. Роль финансов предприятия в финансовой системе страны. Понятие фондов денежных средств. Виды денежных фондов.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2007

    Понятие финансовой системы как системы форм, методов аккумулирования, распределения, использования фондов денежных средств государства. Структура финансовой системы, ее элементы. Виды фондовых рынков, их функции. Финансовые институты Российской Федерации.

    презентация , добавлен 14.10.2016

    Понятие и структура отчета о движении денежных средств. Порядок заполнения разделов по движению денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Анализ актива и пассива баланса, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2014

    Понятие финансовой деятельности государства, ее цели, принципы, формы, методы и конституционные основы. Финансовая система государства и ее основные элементы. Правовое положение и функции органов внутренних дел, осуществляющих финансовую деятельность.

    контрольная работа , добавлен 30.08.2012

    Понятие финансовой системы как "совокупности различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами распределяются фонды денежных средств, хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства". Состав сфер и звеньев финансовой системы.

    статья , добавлен 24.01.2011

    Основы построения финансовой системы государства – отношений между государством, юридическими и физическими лицами, по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Государственный бюджет: динамика его доходов и расходов.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

· налоговый метод

· метод добровольных взносов

2. метод распределения и использования денежных средств:

· метод финансирования- безвозмездное и безвозвратное предоставление финансов (Например учреждениям или на государственные нужды)

· метод кредитования- денежные средства предоставляются на возмездной и возвратной основе (негосударственным организациям, бюджетные кредиты)

На семинаре Ильяшенко говорила: метод формирования бюджета- приватизация, продажа ЦБ, предоставление гос. услуг, доходы гос. компаний, аренда гос. имущества в т. ч. муниципального и метод распределения- финансирование и кредитование.

Вопрос аналогичен первому

Источники финансового права: понятие, виды, особенности

Тут беда, ибо часть учебников относит законы субъектов и акты ОМСУ к источникам, часть не относит, по лекциям особо не понять так что я это у него уточню.

Нормы финансового права, как и другие правовые нормы, не существуют и не могут существовать вне источника права. Подобно тому, как жидкость может использоваться, если она находится в определенном сосуде, имеющем форму, так и нормы финансового права могут быть выражены и доведены до сведения общества в соответствующей форме, которая называется источником права.

Трехуровневый состав - характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправле­ния, из разграничения компетенции по правовому регулирова­нию финансовых отношений между федеральными, региональ­ными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

ещё одной особенность источников ФП является отсутствие базового фундаментального акта .

1. Главный источник финансового права - Конституция РФ , на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. В Конституции РФ закрепляются основы правовой организа­ции финансовой деятельности государства в целом и по отдель­ным ее направлениям. Аналогично содержание упомянутых актов субъектов РФ и муниципальных образований (примени­тельно к уровню правового статуса соответствующей террито­рии).в конституции установлены следующие базовые положения ФП:



· установлена национальная валюта

· каждый обязан платить законно установленные налоги

· руководство финансовой системой осуществляеться ЦБ

· финансовый федерализм- распределение полномочий

По лекции:

ФКЗ « о Центральном банке, банке России»

ФЗ « о банках и банковской деятельности

УК и КоАП

ФЗ « о валютном регулировании и валютном контроле» « О бухгалтерском учете»

Закон « Об аудиторской деятельности

Вестник ВАС

по учебникам:

Источники финансового права РФ неодинаковы по своим пра­вовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов ис­полнительной власти разных уровней.

К источникам финансового права этого класса относятся конституции и уставы субъектов Федерации . В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности субъектов Российской Федерации, право иметь собственные бюджеты и внебюджетные фонды и т.д.

Нормы финансового права содержатся в актах главы госу­дарства и органов исполнительной власти : указах Президента и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошли­ны). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть ис­точниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов - Министерства финансов РФ, Центрального банка России, Министерства РФ по налогам и сборам и др. (приказы, инструкции и иные).Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах таких органов исполнительной власти, как министерства, ве­домства и др., регулирующих вопросы финансов в пределах со­ответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, до­ходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).

В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она про­является в том, что в результате рассмотрения конкретных дел Конституционный Суд РФ формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм 3 . Он дает толкование их смысла, а в случае признания данных норм неконституционными они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Дела, касающиеся финансовых, особенно налоговых отношений, занимают в деятельности Конституционного Суда РФ заметное место.

Нормативный финансовый договор . Наряду с нормативными правовыми актами (законами и подзаконными актами) источниками финансового права могут быть договоры. Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов Российской Федерации о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета, причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения местному органу самоуправления.

В качестве источника финансового права могут выступать международные договоры Российской Федерации с другими странами, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избегания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Сущность финансовой деятельности раскрывается на отдельных стадиях, которыми и определяются особенности ее осуществления.

1. На стадии формирования централизованных и децентрализованных фондов происходит образование бюджетных фондов (Государственного бюджета Украины и местных бюджетов), децентрализованных фондов.

2. На стадии распределения денежных средств финансовая деятельность осуществляется на трех уровнях:

а) на уровне формирования денежных фондов, которое происходит, например, при поступлении денежных средств в бюджеты;

б) собственно распределение, которое охватывает движение денежных средств, уже закрепленных за определенными бюджетами, на финансирование определенных государственных задач и функций;

в) перераспределение, осуществляемое через механизмы косвенных налогов, пошлин, трансфертных платежей.

3. На стадии использования государственных денежных средств финансовая деятельность осуществляется по разным направлениям (отраслям, регионам и др.).

4. Завершающей стадией является контроль за движением денежных фондов. Он характеризуется определенным своеобразием. Если первые три стадии движения денежных фондов и финансовой деятельности последовательно идущих друг за другом и окончание одной предполагает начало следующей стадии, то контроль отличается определенной двойственностью:

а) с одной стороны, он носит сквозной характер и осуществляется на каждой стадии движения денежных средств;

б) с другой стороны, выступает как итоговый этап в движении денежных ресурсов, сочетая итогово-отчетные действия.

Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с ряда принципов, основные из которых закреплены Конституцией Украины.

Принцип законности означает осуществление финансовой деятельности на всех этапах движения денежных фондов при четкой регламентации их нормами финансового права, возможности применения государственного принуждения.

Принцип плановости предполагает осуществление финансовой деятельности в строго упорядоченной, последовательной, сбалансированной форме при детальном закреплении процедур, порядка движения этих средств.

Принцип гласности выражается во взаимосвязи движения финансовых потоков, соотношение и сбалансированности различных потоков, денежных фондов, доведении до граждан, других субъектов сущности проектов финансово-правовых актов, итоговых актов по результатам их применения.

Принцип системности означает осуществление финансовой деятельности взаимосвязанных институтов финансовой системы в условиях соподчинения, взаимопроникновения элементов финансовой системы государства (бюджетной системы, кредитной системы, обязательного государственного страхования, финансов предприятий).

Принципы финансовой деятельности, характеризуя и раскрывая ее содержание, создают условия осуществления функций финансовой деятельности. В основном они отражают и детализируют основные функции финансов, хотя и отличаются некоторым своеобразием. К ним относятся основные направления финансовой деятельности:

1) организация денежного обращения;

2) формирование денежных фондов;

3) распределение и использование денежных ресурсов;

4) организация финансового контроля.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами (способами, приемами), при которых государство, уполномоченные им органы осуществляют мобилизацию, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Под методами финансовой деятельности необходимо понимать конкретные приемы и способы, с помощью которых государство осуществляет формирование, распределение и использование соответствующих централизованных и децентрализованных фондов. Учитывая наличие трех общих направлений в финансовой деятельности государства, возможна следующая классификация методов ее осуществления:

а) методы формирования средств фондов;

б) методы распределения средств фондов;

в) методы использования средств фондов;

В основе выбора конкретного метода финансовой деятельности лежит несколько факторов:

1) стадия финансовой деятельности государства, движение денежных фондов;

2) форма собственности на денежные средства, которые переходят государству;

3) источник государственных доходов;

4) цели, на которые используются денежные ресурсы на конкретном этапе развития государства;

5) соотношение между доходами и расходами, на покрытие которых они направляются.

Методы финансовой деятельности дифференцируются в зависимости от стадий движения денежных фондов.

1. Методы мобилизации денежных ресурсов:

а) метод обязательной мобилизации реализует безусловные императивные обязанности их выполнения, гарантии. Реализуется прежде всего через формы налоговых платежей, других безусловных и обязательных сборов. Императивно определяется и гарантируется вид платежа, плательщик, объект, ставка, размер, сроки, способы обеспечения и др.;

б) метод добровольной мобилизации предполагает преимущественно диапозитивные способы обеспечения финансовых поступлений, механизмы кредитования (вклады населения, приобретение государственных ценных бумаг, лотерейных билетов и др.).

2. Методы распределения денежных ресурсов:

а) метод финансирования является целевой, плановой, бесплатной и безвозвратной передачей государственных денежных средств из бюджетов на определенные цели, задачи, реализацию государственных функций;

б) метод кредитования означает целевую, возмездное, срочное и поворотную передачу денежных средств, осуществляется на платной основе. Этот метод объединяет два различных по содержанию способа: государственное и банковское кредитование, хотя последнее частично относится к сфере публичного регулирования.

Методы финансирования и кредитования могут подразделяться на различные подвиды в зависимости от цели использования средств, источников их формирования, организационно-правовых режимов субъектов.

Так, к видам финансирования относятся: 1) дотации; 2) субвенции; 3) субсидии.

Дотация - выделение денежных средств кому-либо в целях восполнения недостатка собственных средств. Различают два вида дотаций: 1) выделяются предприятиям, организациям, учреждениям на покрытие убытков, обусловленных независимыми от них причинам; 2) бюджетная дотация - бесплатная, безвозвратная помощь вышестоящего бюджета ниже, не носит целевого характера и предоставляется в случае превышения расходов над доходами.

Бюджетная дотация, которая носит целевой характер, называется субвенции. ее предоставления ниже бюджета осуществляется с четким определением расходования средств. В случае нарушения условий их использования субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет. Не использованные в течение бюджетного года субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет с одновременным предоставлением отчета об израсходованных суммах.

Право местных бюджетов на получение дотаций и субвенций закреплено в ст. 97, ст. 108 Бюджетного кодекса Украины.

Под субсидией (от лат. ЗиЬзийиит - помощь, поддержка) необходимо понимать оказания помощи в денежной или натуральной форме физическим или юридическим лицам, органам местного самоуправления или другим из государственного или местного бюджетов, а также специальных целевых фондов.

Субсидия применяется как способ сбалансирования доходов и расходов лиц, которым она выделяется и всегда носит целевой характер, поскольку предоставляется для финансирования конкретных мероприятий и учреждений.

По методу кредитования, то его особой формой является государственный кредит, в котором заемщиком или кредитором выступает государство или органы местного самоуправления.

3. Методы использования денежных ресурсов связаны с расходованием денежных фондов и подразделяются:

а) в зависимости от направленности расходования:

Пообъектный - предполагает направление денежных ресурсов на финансирование определенных объектов (имущественных комплексов и др.);

Посубьектний - выделение и передача денежных средств отдельным субъектам (конкретным распорядителям или получателям бюджетных средств - отдельным лицам, категориям лиц или регионам)

б) в зависимости от формы поступления денежных ресурсов:

Безналичные денежные перечисления, расчеты;

Наличные денежные средства.

Методы финансовой деятельности не являются застывшими формами реализации движения денежных фондов, его обеспечения. Естественно, они могут меняться со временем, приобретать новое содержание. В основе этих изменений лежат преобразования самого государства, изменения ее задач. Так, например, с начала 90-х годов XX в. достаточно активно развивался метод обязательных мобилизаций, усложнялась налоговая система Украины.

Следует признать, что распределение методов в зависимости от направлений финансовой деятельности весьма условный, поскольку фонды не являются абсолютно обособленными и часто может складываться ситуация, когда вследствие корреспонденции средств двух или более фондов для одних применения какого-либо из вышеупомянутых методов служить приемом формирования фондов, а для корреспондирующих фондов - распределением или использованием.

Существуют и другие, чем указанные выше, методы осуществления финансовой деятельности.

Юридической формой осуществления финансовой деятельности является финансово-правовые и финансово-плановые акты, издаваемые уполномоченными органами государства. Осуществление классификации таких актов возможно при различных оснований. Так, по юридическим свойствам различают нормативные и индивидуальные финансово-правовые акты.

Нормативные финансово-правовые акты устанавливают общие положения для регулирования целой группы однородных финансовых отношений, обращенные к широкому кругу лиц, рассчитанные на долгое время действия и неоднократное применение. Например, Закон Украины "О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства" от 09.04.99 г..

Индивидуальный финансово-правовой акт связан с конкретными финансовыми правоотношениями и направлен в каждом конкретном случае на их установку, изменение или прекращение, то есть выступает в роли юридического факта: например, решение Председателя районной налоговой инспекции о применении финансовых санкций. Такой акт рассчитан на однократное (разовое) применение, обращенный к определенному лицу, выданный по конкретному вопросу и теряет свою силу или надлежащим исполнением, или отменой его принятым органом (или выше), или признание его недействительным в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В связи с особым значением планирования в финансовой деятельности в системе финансово-правовых актов выделяют особую группу финансово-плановых актов. К ним относятся: государственный и местные бюджеты, единые сметы учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, кассовый план НБУ и др.

Финансово-плановые акты принимаются в процессе финансовой деятельности государства и содержат конкретные задачи в области финансов на определенный период, то есть планами по мобилизации, распределения и использования финансовых ресурсов. По юридическим свойствам их нельзя отнести ни к нормативным, ни к индивидуальным финансово-правовых актов, поскольку они содержат признаки и тех, и других.

По юридической природе финансово-правовые акты подразделяют на законодательные и подзаконные. В зависимости от того, какими органами выдаются такие акты, их классифицируют на: 1) акты представительных органов; 2) акты исполнительных органов; 3) считается, что они могут выделить и акты судебных органов.

При классификации финансово-правовых актов, в зависимости от компетенции органов, которые выдают, они могут быть разделены на: 1) акты органов общей компетенции; 2) акты органов специальной компетенции; 3) акты государственной власти; 4) акты органов местного самоуправления.

Классификация форм финансовой деятельности может осуществляться на различных основаниях:

а) по юридическим формам, свойствами:

Правовая - форма финансовой деятельности, осуществляемой посредством принятия и реализации финансово-правовых актов. их можно классифицировать по нескольким направлениям (по юридическим свойствам; по юридической природе, за органами, которые принимают и др.), но подробнее эти вопросы будут рассмотрены при анализе финансово-правовых норм, финансового законодательства;

Неправовое - форма финансовой деятельности, не связанная с правовым выражением. Чаще всего она, правда, производная, связанная с правовыми формами, иногда связана с пробелами в праве;

б) по организационным формам:

Создание централизованных фондов денежных средств;

Формирование децентрализованных денежных фондов;

В сфере бюджетной деятельности;

В сфере налогового регулирования;

В сфере кредитования;

В сфере валютного регулирования;

В сфере финансового контроля.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты является налоговый метод - метод установления налогов.

Аналогичным методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей (взносов) в государственные внебюджетные фонды. В литературе их принято называть "социальными" налогами. В отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов - покупка государственных ценных бумаг, пожертвований, вклады в банки и т.д. При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.


Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики

Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Характеризуя финансовую деятельность РФ на современном этапе, важно отметить, что она осуществляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ, в сфере финансов и денежного обращения осуществляются на основе заключения соответствующих договоров и соглашений. Для регулирования такого сотрудничества создан специальный орган - Государственный комитет РФ по экономическому сотрудничеству с государствами - членами Содружества (Госкомсотрудничество России).


Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти.


Финансово-правовые нормы

Финансово-правовые нормы - это исходные элементы, из которых состоит финансовое право, как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Это выражается в особенностях:

б) характера установления в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Виды финансово-правовых норм. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномачивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Так, запрещено изымать из местных бюджетов дополнительно полученные органами местного самоуправления доходы и суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате увеличения поступлений доходов или экономии по расходам.

Уполномачивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамка. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах.

Такие нормы содержатся, например, в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, то есть материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

Например, обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль и др.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, то есть предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции отличаются от других санкций рядом особенностей. Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителей норм через его денежные фонды и средства. При изъятии денежных средств путем финансово-правовых санкций характерным является зачисление их в государственную бюджетную систему или иной централизованный государственный денежный фонд. Эти санкции распространяются на организации, должностных лиц и граждан. Причем возможно одновременное применение финансово-правовых санкций к должностному лицу и к организации. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

За нарушение финансовой дисциплины, помимо рассмотренных санкций могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия.


Финансовые правоотношения

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег - денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: 1) государственно-властный и 2) имущественный.

Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быт соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.


Заключение

Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Как наука «финансовое право» - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь, теории права и государства.

Из вышесказанного в курсовой работе мы видим, что финансовое право – это самостоятельная отрасль права, оно представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения, возникающие в процессе мобилизации, распределения и использования государством и муниципальными образованиями фондов денежных средств. Предметом финансовое права являются подлежащее урегулированию определенные общественные отношения, складывающиеся между государством и муниципальными структурами, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, включая иностранных субъектов, - с другой, а также между отдельными органами государства и местного самоуправления.


Список использованной литературы

2. Указ Президента РФ от 25 июля 1996г. 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»;

3. Астахов А.А., Озеряков А.С. Все о финансовом контроле. Финансы, 2006г.;

4. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. М.: Финансовый контроль, 2005г.;

5. Городецкий А., Морукова А. Формирование единой системы государственного финансового контроля. Вопросы экономики, 2004.

6. Данилевский Ю.А. Финансовый контроль в обновленном бюджетном процессе. Финансы, 5, 2006.

7. Ермилов В.Г. К теории государственного финансового контроля. Финансы, 2, 2005г.;

8. Мальцев В.А. Финансовое право: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Академия, 2005г.;

9. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Финансовое право: Учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2006г.;

10. Рудый К.В. Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Новое знание, 2004г.;

11. Рукавишникова И.В. Метод финансового права. Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2006г.;

12. Финансовое право: Учебник. Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2008г.;

13. Финансовое право: Учебник. Отв. ред. О.Н. Горбунова. М.: Юристъ, 2007г.;

14. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. Отв. ред. д.ю.н., проф. Н.И. Химичева. М.: Норма, 2005г.

Методы финансовой деятельности ориентированы на практическое освоение и обеспечение финансовой действительности. Направленные на конкретный результат реализации власти в сфере финансов, методы подчинены решению как общей цели, так и конкретных задач и функций. Методы отражают качественную сторону финансовой деятельности, так как позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений <1>.

<1>

Финансовая деятельность как практически-организующая динамическая система во всем своем многообразии проявлений осуществляется различными методами, обусловленными ее целевым назначением, задачами и функциями. Единство цели обеспечения финансами государственных потребностей достигается общими методами, обусловленными публичным характером и особой целенаправленностью финансовой деятельности. Реализация задач и функций предполагает более конкретные и по отношению к общим методам специальные приемы и способы достижения результата. В специальной литературе в большей степени получили разработку методы аккумуляции, распределения и использования финансовых фондов и в меньшей степени методы реализации отдельных функций. Это связано с узкой трактовкой содержания финансовой деятельности, процедурно или функционально сведенной к сбору, распределению и расходованию денежных средств. Каждая из функций финансовой деятельности (планирование, прогнозирование, регулирование, координация и контроль) использует свои специфические методы. Например , финансовый контроль как функция деятельности в основном обеспечивается методами проверок и ревизий, а финансовое планирование - балансовым методом и пропорциональностью в распределении.

Для достижения единой цели финансовой деятельности государство использует общий метод властных предписаний, обеспечивающий органам государственной власти и местного самоуправления финансовые успехи. Вместе с тем, как справедливо замечает Ю.А. Крохина <2>, все больше получают распространение методы рекомендаций и согласований, что обусловлено реализацией принципа федерализма. Особенностью их является производный характер от основного императивного метода в рамках выполнения властного веления <3>. Действительно, согласования между субъектами финансово-правовых отношений возможны, но по поводу более удобного, точного, своевременного исполнения императивной обязанности, то есть согласовывается не сама природа обязанности, а порядок, особенность ее исполнения <4>.

<2> См.: Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. С. 67.
<3> См.: Кучерявенко Н.П. Целостность и системность финансового права. С. 14.
<4> См.: Кучерявенко Н.П. Целостность и системность финансового права. С. 15.

В специальной литературе при характеристике финансовой деятельности и в зависимости от ее задач выделяются три группы методов: аккумулирования, распределения и расходования (использования) денежных фондов <5>. Нередко в учебной литературе методы распределения либо не выделяются, либо заменяются методами использования или отождествляются с ними <6>. Однако система межбюджетных и иных межфондовых отношений без распределительных приемов и способов существовать не может. Так, Ю.А. Крохина обращает внимание на то, что действие принципа федерализма в бюджетном праве наиболее существенные изменения вносит в межбюджетные отношения, что обусловливает такую особенность специального метода межбюджетного регулирования, как применение различных форм финансовой помощи субъектам Российской Федерации <7>. Не отрицая возможность распределения денежных средств методами расходования, следует выделять и специальные распределительные механизмы в финансовой деятельности.

<5> См.: Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. 1999. С. 21 - 23; Зуев В.М. Финансовое право Российской Федерации: теория общей части. С. 51 - 55.
<6> См.: Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. М.: ТЕИС, 1995. С. 4; Финансовое право. М.: БЕК, 1995. С. 9 и др.
<7> Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. С. 68.

Решение задачи по аккумуляции денежных средств в те или иные фонды достигается путем привлечения обязательных и добровольных платежей, а также способами хозяйственной деятельности. В системе обязательных платежей доминирует налоговый метод, посредством которого формируется основа всех российских бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Наряду с налоговым методом, включающим в себя установленные налоговым законодательством налоги, сборы, пошлины как обязательные подати (повинности), метод обязательных неналоговых платежей - это изъятие сборов, пошлин и иного обязательного взимания, не предусмотренного налоговым законодательством. К ним относятся патентные пошлины, сборы за технический осмотр транспортных средств, за участие в конкурсах и аукционах, оформление и выдачу документов, оказание услуг.

Методы добровольного привлечения денежных средств на нужды государственных и муниципальных фондов представлены особыми способами непринудительного характера. Это различные формы государственного и муниципального кредита, добровольного государственного страхования, а также пожертвований, благотворительности в виде взносов юридических и физических лиц на добровольных началах.

Методы мобилизации доходов по результатам хозяйственной деятельности пока еще находятся в зачаточном состоянии. Различные способы отчуждения, передачи в пользование или в аренду и иного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не дают должного эффекта. Бюджетный кодекс РФ (ст. 42) дает неокончательный перечень таких доходов и возможны иные способы изъятия. К сожалению, Кодекс практически не затрагивает проблему определения режима использования для неналоговых доходов в интересах пополнения бюджетов <8>.

<8> Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.А. Бюджетное право России. С. 46.

К методам распределения в финансовой деятельности относятся приемы и способы регулирования доходов в межбюджетных и иных межфондовых отношениях. Основным методом является передача собственных доходов федерального или регионального бюджета в бюджеты других уровней по нормативам, устанавливаемым законами о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и на срок не менее трех лет. Нормативное распределение установлено и Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 7). Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами местного самоуправления.

Вспомогательными методами распределения в бюджетной сфере являются различные формы финансовой помощи. Это дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности в субъектах Федерации и муниципальных образованиях. Передачу денежных средств на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности из специальных фондов финансовой поддержки регионов или муниципальных образований принято называть трансфертами или нормативно-долевой дотацией. Далее это субвенции и субсидии на финансирование отдельных целевых расходов. Наконец, к финансовой помощи отнесены бюджетные кредиты и ссуды (ст. 133 БК РФ). Методы распределения характерны и для государственных внебюджетных фондов. Так, согласно ст. 91 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" установлен предельный объем субвенций бюджету Пенсионного фонда РФ. Выравнивание финансовых условий для деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется также путем предоставления субвенций.

Для расходования государственных и муниципальных денежных средств основными методами являются финансирование и кредитование конкретных потребностей из собственных или управляемых денежных фондов. В отличие от распределительных приемов и способов использование денежных поступлений производится в плановом порядке на потребности, указанные в финансовом плане определенного фонда денежных средств. Конкретность фонда или указание источника финансирования и кредитования при этом обязательно. Таким образом, финансирование как метод расходования денежных средств есть безвозмездный и безвозвратный отпуск денежных средств целевого назначения в соответствии с расходной частью финансового плана определенного фонда. Кредитование как метод расходования в финансовой деятельности есть возмездный и возвратный отпуск денежных средств на конкретные сроки и на установленные цели. Разновидностью кредитования является беспроцентная ссуда как возвратный отпуск денежных средств целевого назначения и в плановом порядке, но на бесплатной основе.

Одним из направлений особенно для муниципального кредитования в новых условиях может стать развитие взаимного кредита среди муниципальных образований. Он зарождается как один из важнейших приемов и способов, позволяющих объединять финансовые ресурсы как внутри отдельных муниципальных образований, так и межмуниципальные денежные средства. Взаимное кредитование дает прямую возможность уменьшить бюрократическую опеку, содействует объединению муниципальных образований и выгодно в том отношении, что при нем чистая прибыль поступает в пользу самих же заемщиков. Кроме финансирования и кредитования в сфере финансовой деятельности применяются другие дополнительные приемы и способы. В частности, для страховой деятельности - выплата страхового возмещения, для рынка ценных бумаг - выплата дивидендов владельцам ценных бумаг, при возмещении ущерба - компенсационные выплаты и некоторые другие.

В процессе осуществления отдельных функций финансовой деятельности применяются особые методы их реализации. Собственные приемы и способы характерны для каждой функции, они зависят от особенностей в решении отдельных задач финансовой деятельности, от специфики их реализации на разных уровнях российского финансового федерализма.

Финансовое планирование как функция, охватывающая бюджетное, налоговое, кредитное, денежно-расчетное и валютное планирование, осуществляется посредством прежде всего системного метода его реализации. Системность методологии планирования необходима для увязки всех финансовых планов в решении общей цели и отдельных задач финансовой деятельности. Пропорциональность, сбалансированность финансовой деятельности и координация ее задач и функций достигаются посредством методов баланса и пропорций. Балансовый метод позволяет путем применения необходимых расчетов проверять реальность и сбалансированность плана. Наконец, для укрепления планового кругооборота денежных средств и расчетной дисциплины в финансовом планировании необходим расчетный метод. Расчетный метод в планировании позволяет определить расчетную прибыль, рентабельность, себестоимость в производстве, расчетные цены для реализации товаров, работ, услуг, расчетный баланс в связях с зарубежными государствами.

Методы реализации функции прогнозирования непосредственно связаны с перспективным финансовым планированием, но вместе с тем имеют собственные приемы и способы. Для прогнозирования важными являются углубленный анализ и высокая степень обобщения финансовых результатов, научное предвидение ожидаемых согласно прогнозу событий. Далее необходим учет позитивных и негативных сторон финансового законодательства и его влияния на тенденции социально-экономического развития, а также тактику и стратегию финансовой политики. Наконец, следует серия аналитических оценок и расчетов для получения информации о будущем развитии тех или иных сторон финансового механизма в условиях рынка.

Методы финансового регулирования отличаются широким многообразием и направлены на упорядочение тех или иных действий в финансовой сфере, на создание определенного порядка и укрепление финансовой дисциплины. Являясь производными от методов правового регулирования, методы финансового регулирования индивидуализированы по видам финансовой деятельности, ее задачам и функциям и органам, их осуществляющим. Методы бюджетного регулирования призваны создать условия для организации бюджетной системы России и межбюджетных отношений в ней. Они включают в себя приемы и способы по выравниванию уровней минимальной бюджетной обеспеченности, сбалансированности всех бюджетов, ограничение их дефицитности. В своем проявлении они представляют собой нормативное установление условий использования финансовой помощи, правил, регулирующих дефицит бюджета, формирование собственных доходов и т.д.

Методы налогового регулирования направлены на обеспечение финансовых потребностей казны государства и носят фискально-экономический характер. Налоговые методы не следует сводить только к способам изъятия налоговых платежей. Регулирующая функция налоговой системы в основном реализуется через систему установления налоговых льгот, преференций, вычетов, кредитов и через систему налоговых санкций. Банк России, являясь органом валютного регулирования, определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте. Банк России устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами операций с российской валютой <9>. В валютном регулировании применяются методы нормативно-правового обеспечения, установления правил, выдача разрешений, ограничение валютных операций, лицензирование, учет, отчетность и статистический анализ. В целях регулирования валютного рынка устанавливается предел отклонения курса на покупку иностранной валюты от курса ее продажи. К методам финансового регулирования рынка ценных бумаг следует отнести: а) установление обязательных требований к эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг; б) регистрацию выпуска эмиссий и проспектов эмиссии; в) лицензирование деятельности участников рынка.

<9> Указанием Банка России от 10 сентября 2001 г. N 1030-У установлен уведомительный порядок проведения валютных операций, связанных с получением юридическими лицами - резидентами кредитов и займов в иностранной валюте на срок более 180 дней.

Координация как функция финансовой деятельности, предопределяющая общее направление, с одной стороны, есть метод финансового регулирования, но вместе с этим несет и самостоятельную нагрузку. Например , в целях финансового оздоровления Правительство РФ осуществляет координацию деятельности представителей от федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам <10>. Методика координирования в финансовой деятельности разнообразна и зависит от органов, ее осуществляющих, сферы воздействия и функционального назначения. Координация по осуществлению финансового контроля различными системами контрольных органов достигается посредством создания единой информационной базы, согласования усилий, методологических установок. К сожалению, пока нет единого координирующего органа в этой сфере.

<10> Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Финансовый контроль как функция финансовой деятельности осуществляется своими собственными методами. К ним относятся совокупность приемов и способов по достижению результата контрольных действий и реагирования на выявленные недостатки. Разнообразие видов, организационных структур и многоплановость целевых установок финансового контроля порождают многообразие его методов. В обобщенном виде способы выявления можно представить как наблюдение, ревизии, проверки, обследования, инспектирование, инвентаризация, отчетность, анализ информации и другие. А методы реагирования по результатам контрольных действий - это приемы и способы принудительного или поощрительного характера. К ним следует отнести восстановление нарушенных прав, возбуждение преследования, возмещение вреда, применение санкций, предложения о поощрениях.

Таким образом, финансовая политика переходного периода к рыночным отношениям предопределила возрастающее значение методов финансовой деятельности для дальнейшего экономического развития Российской Федерации. Эти методы наполняются новым содержанием и подвержены изменениям, как и само финансовое законодательство. Отличаясь своим многообразием, методы финансовой деятельности находятся в прямой зависимости от объекта воздействия, особенностей организационно-правового статуса субъекта их осуществления, целей, задач и функций самой деятельности.