Монетарное и инфляционное таргетирование в республике беларусь в условиях еаэс. Принципы и виды таргетирования

Термин «таргетирование» означает применение инструментов экономической политики для достижения определенных количественных целевых показателей.

Режим таргетирования определяется как организационно-управленческий способ достижения центральным банком страны монетарных целей, используя различные каналы трансмиссионного механизма или определенным образом структурированный механизм разработки и реализации монетарной политики.

В настоящее время в теории и на практике выделяют несколько основных режимов монетарной политики (режимы таргетирования):

  • 1. таргетирование обменного курса;
  • 2. таргетирование денежных агрегатов;
  • 3. инфляционное таргетирование;
  • 4. проведение денежно-кредитной политики без явного номинального якоря.

Выбор режима таргетирования предполагает определение целевого значения показателя или таргета (промежуточной цели), достижение которого приведет и к достижению конечной цели денежно-кредитной политики, а также механизма, с помощью которого возможно достижение целевого значения таргета.

Все режимы монетарной политики направлены на достижение стабильности цен, но отличаются средствами достижения данной цели. Общей чертой всех режимов таргетирования является наличие макроэкономической переменной или номинального якоря, к которому привязаны инфляционные процессы. Различие между различными режимами состоит в направлении монетарной политики на конечную цель как в случае инфляционного таргетирования или промежуточные цели, например, обменный курс или предложение денег. При использовании промежуточных целей связи между промежуточными и конечной целью относительно стабильны или достаточно надежно предсказуемы.

1. Таргетирование обменного курса означает привязку курса национальной валюты к валюте страны или группы стран с низким уровнем инфляции.

Сущность данного режима состоит в ограничении величины и волатильности импорта инфляции. Средствами обеспечения стабильности номинального обменного курса являются изменения процентных ставок и прямые валютные интервенции.

Условиями успешного применения таргетирования на основе обменного курса являются проведение макроэкономической политики, обеспечивающих низкую разницу темпов инфляции относительно страны - якоря, достаточный уровень международных резервов, а в среднесрочном плане - поддержание конкурентоспособности и общей кредитоспособности страны. таргетирование курс инфляция кредитный

Международный опыт применения режима таргетирования обменного курса позволил выявить ряд его преимуществ и недостатков.

К преимуществам данного режима можно отнести:

  • - привязка внутреннего уровня инфляции к темпам роста цен на торгуемые товары и таким образом сдерживание импорта инфляции;
  • - снижение инфляционных ожиданий в случае устойчивости валюты страны привязки и доверия к ее монетарной политике;
  • - понимание данного режима субъектами хозяйствования и населением;
  • - относительная простота осуществления монетарной политики.

Недостатки режима привязки к обменному курсу состоят в следующем:

  • - снижение эффективности инструментов монетарной политики из-за невозможности использования обменного курса для стабилизации внутриэкономической ситуации в случае возникновения и реализации рисков в экономическом развитии;
  • - возможность распространения на экономику страны шоков, происходящих в стране валюты-якоря;
  • - риск спекулятивной атаки на национальную валюту, который возрастает при продолжительном поддержании переоцененного фиксированного обменного курса. Растущая при этом вероятность нестабильности ведет к повышению процентных ставок.

Таргетирование на основе обменного курса реализуется в нескольких вариантах.

  • 1. Основной вариант - фиксация курса национальной валюты к валюте одной или нескольких стран. Как правило, это крупная страна с низкой инфляцией и значительной долей во взаимной торговле.
  • 2. Разновидностью режима курсового таргетирования являются установление диапазона номинального обменного курса, в пределах которого он свободно плавает. В этом случае потоки спекулятивного капитала уменьшаются вследствие роста неопределенности обменного курса и увеличения автономности монетарной политики.
  • 3. Модификация «скользящей фиксации» предполагает контролируемую плавную девальвацию обменного курса, но обычно меньшую, чем разница темпов инфляции за соответствующий период. Данная модификация препятствует избыточному укреплению реального обменного курса, что могло бы привести к снижению ценовой конкурентоспособности продукции страны.
  • 4. Крайним вариантом таргетирования на основе обменного курса является валютный комитет, при котором национальная валюта эмитируется только в соответствии с ростом международных резервов при фиксированном курсе.

Курсовое таргетирование в наибольшей степени подходит для малых открытых экономик, в которых обменный курс является существенным фактором формирования уровня цен. Обменный курс является относительно удобным якорем для регулирования потоков капитала, уменьшая риск спекуляции на валютном курсе.

2. Таргетирование денежных агрегатов предполагает обеспечение стабильности цен путем контроля со стороны центрального банка за определенным денежным агрегатом. Иногда используется термин «монетарное таргетирование», что не совсем точно, так как этот термин имеет более широкое значение и характеризует процессы в монетарной сфере.

Диапазон способов реализации режима таргетирования денежных агрегатов определяются выбором денежного агрегата, типом целевого коридора и способами управления выбранным агрегатом.

Конкретное формулирование целей зависит от условий страны. В большинстве случаев это не точка, а интервал на конец года или коридор на год или на несколько лет.

Преимущества режима состоят в возможности проведения центральным банком независимой монетарной политики и его адекватном реагировании на специфические проблемы национальной экономки.

Достоинством режима таргетирования денежных агрегатов является оперативное информирование рынка о текущем состоянии в денежной сфере, так как соответствующие статистические данные публикуются с запаздыванием всего в несколько недель. Это способствует стабилизации инфляционных ожиданий и помогает избежать проблем, связанных с непоследовательностью монетарной политики.

В то же время данный режим не лишен недостатков. Для его эффективного использования необходима сильная и устойчивая связь между динамикой выбранного денежного агрегата и темпами инфляции. При этом центральный банк имеет возможности в большей мере контролировать узкие агрегаты (М 0 , денежная база), тогда как динамика изменения денежной массы (М 2 или М 3) зависит от деятельности ряда экономических агентов. Наряду с этим, между воздействием на избранный денежный агрегат и инфляцией существует значительный и неустойчивый временной лаг. Кроме того, в условиях финансовых инноваций, компьютеризации рынка и глобализации эти связи становятся более волатильными и трудно предсказуемыми.

  • 3. Инфляционное таргетирование (см. вопрос 69)!
  • 4. Проведение денежно-кредитной политики без явного номинального якоря.

Режим без явного номинального якоря предполагает отказ центрального банка от принятия каких-либо твёрдых обязательств по достижению конкретных значений тех или иных макроэкономических показателей (обменного курса, уровня инфляции, темпов роста денежных агрегатов). В этом случае денежные власти заявляют лишь долгосрочные цели (экономический рост, обеспечение занятости населения, низкие темпы инфляции), а промежуточные и операционные цели определяются центральным банком в зависимости от экономической ситуации.

Важным условием эффективной денежно-кредитной политики является правильный выбор модели ее реализации. Выбор органами денежно-кредитного регулирования режима монетарной политики должен осуществляться в зависимости от приоритетов (стратегических) конечных целей денежно-кредитной политики и учитывать изменение денежного предложения, скорость обращения денег, реакцию экономических переменных на использование инструментария монетарного регулирования, т. е. инструменты прямого и косвенного регулирования сферы денежно-кредитных отношений.

Регулирование монетарных процессов - это комплексное, сложное понятие, которое включает в себя следующие важные составляющие:

  • 1) закрепленный законодательно и институционально порядок систематического воздействия монетарных властей на денежно- кредитный рынок, для чего устанавливаются промежуточные и конечные цели развития;
  • 2) использование инструментов и методов денежно-кредитного регулирования для достижения поставленных целей;
  • 3) трансмиссионный механизм проведения денежно-кредитной политики, позволяющий обеспечить ее положительное влияние на экономический рост.

Стратегия монетарной (денежно-кредитной) политики представляет собой метод долговременного действия, на основе которого принимаются решения относительно использования тех или иных инструментов для достижения поставленной цели.

Достаточно новым этапом в развитии методов и инструментов денежно-кредитного регулирования становится монетарное таргетирование, основанное на определенном монетарном режиме. Это означает, что должен быть определен денежный показатель, соблюдение либо достижение которого является целью проводимой денежно-кредитной политики. Чаще всего параметром, определяющим режим денежно-кредитной политики, является политика таргетирования определенной экономической переменной.

Монетарное таргетирование приобрело широкую популярность в промышленно развитых странах в начале 80-х гг. XX в., особенно после краха Бреттон-Вудской валютной системы.

Под таргетированием целесообразно понимать использование инструментов экономической политики для достижения количественных ориентиров целевой переменной, применяемых органами денежно-кредитного регулирования в стране.

В более широком значении таргетирование представляет собой экономическую, налоговую и денежно-кредитную политику государства, направленную на целевое управление основными макроэкономическими показателями на среднесрочную перспективу. Иными словами, это выбор той экономической «мишени», на которую необходимо воздействовать для достижения цели.

Выбор определенного режима таргетирования означает выбор монетарными властями целевого значения показателя (т. е. промежуточной цели) или таргета, реализация которого должна способствовать обеспечению конечной цели монетарной политики, а также механизма, с помощью которого возможно достижение целевого значения таргета. Изменение этого целевого значения показателя используется в качестве раннего индикатора нарушения пропорций в экономике, что позволяет центральному банку реагировать на них в оперативном режиме.

В более узком толковании таргетирование представляет собой установление целей денежной системы, регулирование денежной массы центральными банками, т. е. установление ориентиров роста денежных агрегатов и других показателей.

В основе режима таргетирования лежит монетаристская концепция, которая устанавливает в качестве основного инструмента денежно-кредитной политики государства усиленный контроль над агрегатами денежной массы, а другие вмешательства в экономическую жизнь рассматривает как нежелательные.

Режим таргетирования устанавливает конкретные цели государственного регулирования прироста денежных агрегатов. При этом выбор целей монетарной политики и используемых инструментов будет находиться в зависимости от макроэкономических и институциональных условий, а значит - от развитости финансового рынка, банковского сектора, внешнеэкономических отношений и др.

В качестве главной и единственной цели монетарной политики признается стабильность цен, тогда как изменение спроса и предложения денег и воздействие на их стоимость, являются инструментами достижения этой конечной цели.

Центральные банки стран не могут напрямую достичь конечной цели, а потому они вынуждены действовать опосредованно, через таргетирование промежуточных целей. Однако при отборе альтернативных промежуточных целей монетарной политики выбор конкретной цели должен учитывать особенности переходной экономики и стадию ее развития.

Следовательно, исходя из того, таргетирование какой именно переменной осуществляется, монетарная политика может функционировать в том или ином режиме. Традиционно выделяют следующие режимы проведения денежно-кредитной политики (табл. 4).

Таблица 4

Классификация режимов денежно-кредитной политики

Режим денежно-кредитной политики

Номинальный якорь

Таргетирование обменного курса (валютное таргетирование)

Курс национальной валюты (валютный комитет, традиционная фиксация, ползучая привязка, валютный коридор)

Монетарное таргетирование (таргетирование денежных агрегатов)

Темп роста денежных агрегатов (Ml, М2 или М3)

Инфляционное таргетирование

Целевые среднесрочные показатели инфляции

Денежно-кредитная политика без явно выраженного номинального якоря

Органы денежно-кредитного регулирования не принимают на себя выполнение обязательств по обеспечению достижения конкретных значений номинальных показателей

Современная монетарная политика несколько расширила эту классификацию и основана на применении следующих монетарных режимов: денежное таргетирование; таргетирование обменного курса; таргетирование процента; таргетирование номинального ВВП; инфляционное таргетирование. К примеру, политика таргетирования обменных курсов используется чаще всего развивающимися странами и странами с переходной экономикой, тогда как таргетирование денежных агрегатов и инфляционное таргетирование используется преимущественно развитыми странами и не всегда оказывается эффективным для стран с переходной к рынку экономикой.

Прямые инструменты денежно-кредитного регулирования показывают большую результативность на начальных этапах перехода к рынку, тогда как с развитием рынка и децентрализацией растет эффективность косвенных инструментов, в первую очередь, операций на открытом рынке и изменения процентных ставок.

Появление различных режимов регулирования денежно- кредитной сферы было обусловлено распадом Бреттон-Вудской валютной системы и стремлением разработки новых ориентиров монетарной политики. В начале 1990-х гг. в развитых и развивающихся странах центральные банки стремились более четко определить промежуточные цели денежно-кредитной политики (таргетирование инфляции, обменного курса, денежной массы). Основные преимущества и недостатки указанных режимов обобщены и представлены в табл. 5.

Практика использования различных режимов таргетирования показала, что если для развивающихся стран введение таких режимов было прогрессивным моментом и означало укрепление их финансовой стабилизации, то для развитых стран, напротив, это был регресс, который приводил к утрате самостоятельности органами денежно-кредитного регулирования, а, следовательно, доверия к ним субъектов экономики. Это привело к тому, что после непродолжительного использования режима валютного таргетирования развитые страны стали переходить к режиму инфляционного таргетирования, выбрав в качестве цели таргетирование инфляции. Названный режим характеризуется большей прозрачностью, максимальной независимостью центрального банка, высокой автономностью денежной системы страны.

Следовательно, монетарное таргетирование использует в качестве целевых показателей денежно-кредитной политики абсолютные значения тех или иных денежных агрегатов, либо их относительных приростов.

Преимущества и недостатки различных режимов кредитно-денежной политики

Таблица 5

Преимущества режима денежно- кредитной политики

Недостатки режима денежно- кредитной политики

Денежное (монетарное) таргетирование

  • 1. Дает возможность центральному банку использовать денежное таргетирование для решения внутренних проблем.
  • 2. Позволяет разрешить проблему временных лагов, т. е. временной несогласованности.
  • 3. Жесткий контроль над денежной массой плохо совместим с монетизацией долга, что оказывает определенное дисциплинирующее воздействие на фискальную политику, препятствуя монетизации долга
  • 1. Необходимо наличие сильной и устойчивой связи между ключевыми показателями - целевыми ориентирами.
  • 2. Динамику выбранного денежного агрегата должны полностью контролировать денежные власти.
  • 3. Темпы роста выпуска денег и занятости нестабильны

Валютное таргетирование

  • 1. Позволяет привязать внутренние темпы роста цен к темпам роста цен продаваемых товаров, что способствует снижению инфляции.
  • 2. Сокращает или ограничивает валютный риск, что приводит к расширению финансового рынка, росту инвестиций и экономическому росту.
  • 3. Позволяет решить проблему временного лага (временной несогласованности).
  • 4. Четкие и прозрачные цели.
  • 1. Определенная потеря независимости кредитно-денежной политики.
  • 2. Уязвимость к шокам в стране- якоре.
  • 3. Повышает вероятность спекуляции с национальной валютой.
  • 4. В случае низкого доверия к действиям центрального банка по удержанию национальной валюты увеличивает инфляционные ожидания, кроме жестких режимов привязки курса.
  • 5. Нет защищенности от валютного риска, невозможность хеджирования рисков из-за несоответствия валют активов и пассивов

Инфляционное таргетирование

  • 1. Позволяет центральному банку использовать монетарную политику для решения внутренних проблем.
  • 2. Стабильность взаимосвязи между денежной массой и инфляцией не имеет критического значения для достижения успеха.
  • 3. Прозрачные цели.
  • 4. Повышает ответственность денежных властей за проводимую политику
  • 1. Продолжительный временной лаг между действиями денежных властей и изменением темпов роста цен.
  • 2. Узкий круг целей

Таргетирование без выраженного номинального якоря

  • 1. Позволяет центральному банку использовать монетарную политику для преодоления внутренних проблем.
  • 2. Не предполагает стабильной взаимосвязи между инфляцией и денежной массой.
  • 3. Успешный опыт применения

в США и других развитых странах

  • 1. Отсутствие прозрачности в действиях денежных властей.
  • 2. Сильная зависимость от предпочтений руководства центрального банка.
  • 3. Невысокая степень подотчетности

Толстолесова Л.А.

доктор экономических наук, доцент

Тюменский государственный университет

ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены содержание и специфика политики инфляционного таргетирования. Выделены основные режимы таргетирования инфляции. Выявлены преимущества и недостатки режима, ограничения при его реализации.

Ключевые слова: инфляционное таргетирование, режимы таргетирования инфляции, преимущества и ограничения режима.

Tolstolesova L.A.

PhD in Economics, assosiate professor

Tyumen State University

INFLATION TARGETING: ADVANTAGES AND LIMITATIONS OF USING

Abstract

The article considers the content and specificity of the inflation targeting policy. The main modes of inflation targeting highlighted. The advantages and disadvantages of mode, restrictions in the implementation are defined.

Keywords: inflation targeting, inflation-targeting regimes, the advantages and limitations of mode.

В современных условиях широкое распространение приобретает денежно-кредитная политика в виде режима инфляционного таргетирования, сторонников которой становится все больше, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. Выявление сущности и особенностей использования режима инфляционного таргетирования стран с разным уровнем экономического развития определило цель исследования. Актуальность рассмотрения этих вопросов обусловлена, прежде всего, тем, что Банк России объявил в конце 2014г. о завершении многолетнего перехода к режиму таргетирования инфляции, а, следовательно, целесообразно выявить преимущества, недостатки и проблемы, связанные с его реализацией.

Инфляционное таргетирование­ можно трактовать как установление целевых ориентиров инфляции, достижение которых в среднесрочном периоде обязательно для монетарных органов регулирования. Высказывается мнение, что данный режим представляет собой довольно простую процедуру, которая заключается в следующих действиях. Центральный эмиссионный банк страны осуществляет прогнозирование предполагаемого уровня инфляции, после чего эти прогнозные значения сопоставляются с целевыми ориентирами инфляции, которые нужно достичь, а полученная разность между прогнозируемыми параметрами и целевым ориентиром показывает, каким образом требуется скорректировать монетарную политику.

Режим характеризуется открытостью процесса реализации денежно-кредитной политики за счет информированности общества об основных принимаемых решениях, что повышает уровень подотчетности центральных банков. Кроме того использование режима предполагает правильное выстраивание отношений между финансовыми институтами внутри государства и наделение их ответственностью за поддержание ценовой стабильности.

Режим инфляционного таргетирования на сегодня признан одним из наиболее эффективных в борьбе с инфляцией. Его основными характеристиками являются:

  • четкая формулировка цели центрального банка, которая позволяет достичь заданного показателя уровня инфляции либо в виде одного значения, либо в виде диапазона значений;
  • отсутствие других первичных целей реализации монетарной политики;
  • отсутствие приоритета налогово – бюджетной политики;
  • независимость Центрального банка в выборе инструментов монетарного регулирования;
  • прозрачность и отчетность центрального банка перед обществом.

Режим инфляционного таргетирования характеризуется двойственной природой: с одной стороны центральный банк имеет полную свободу выбора инструментов денежно-кредитного регулирования и механизмов их осуществления, а с другой стороны, он ограничен жесткой процедурой определения целей и ответственностью перед обществом.

Процедура инфляционного таргетирования включает ряд этапов :

  • Объявление инфляционной цели.

Подход к объявлению инфляционной цели может иметь отличия, в зависимости от страны применения. Так, в Австралии, Швеции, Финляндии центральные банки объявляли целевые параметры инфляции самостоятельно, без согласования с правительством. В других странах изначально предусматривалось согласование целевых ориентиров центрального банка с министерством финансов (Канада, Новая Зеландия). Позднее получила распространение практика, когда инфляционная цель утверждалась правительством.

  • Определение целевых ориентиров инфляции.

Центральный банк должен составить инфляционный прогноз, который представляет собой промежуточную цель монетарной политики, касающуюся трех основных параметров: временного горизонта таргетирования, уровня цен и гибкости ориентира инфляции.

  • Горизонт таргетирования – тот период времени, в течение которого запланировано достижение и удержание поставленной цели.

Сегодня оптимальным считается от восьми до девятнадцати кварталов, тогда как в классическом варианте – 1 год. Определение горизонта таргетирования зависит от уровня инфляции на момент принятия таргета (целевого ориентира).

  • Уровень цен, измеряемый с помощью различных индексов цен.

На практике часто предпочтение отдается индексу потребительских цен, т.к. он хорошо знаком обществу, регулярно рассчитывается и публикуется. Однако центральные банки могут использовать и другие аналогичные индексы, так называемые скорректированные индексы. Такие скорректированные индексы используются для анализа текущей и прогнозируемой инфляции, из них устраняются те факторы, на которые центральные банки оказать влияния не могут.

  • Ширина диапазона.

Так, в Австралии и Финляндии чаще устанавливается точечное значение показателя, в то время как в Великобритании, Канаде, Швеции устанавливается целевая зона, а в Испании фиксируется только верхний уровень инфляции. Органы монетарного регулирования должны найти оптимальное для себя решение, выбирая из двух крайностей: узкий диапазон, который сложно удерживать или широкий диапазон, который может быть расценен обществом как слабость Центрального банка.

Вместе с тем нередки случаи, когда большинство стран в своих прогнозах и стратегиях о денежно-кредитной политике объявляют целевые показатели инфляции, хотя далеко не все из них действительно используют режим таргетирования инфляции.

Достоинствами режима таргетирования инфляции выступает то, что центральный банк посредством регулирования денежного предложения может непосредственно воздействовать на спрос, и тем самым противостоять резким изменениям спроса и предложения денег. В случае возникновения роста денежного спроса режим инфляционного таргетирования его компенсирует, а уровень цен и денежное предложение вернутся в состояние равновесия.

Для перехода той или иной страны к таргетированию инфляции необходимо, чтобы выполнялись три основополагающих условия:

  • установление определенного баланса на внутреннем валютном рынке, т.к. возникновение дисбаланса может привести к серьезным изменениям курсов валют, что может потребовать введения плавающего курса валюты;
  • развитие трансмиссионного механизма и финансовых рынков, позволяющих использовать механизм процентных ставок как реальный ограничитель денежно-кредитной активности банковской сферы;
  • определение набора механизмов и инструментов самого таргетирования.

Трансмиссионный механизм представляет собой совокупность элементов реального, финансового и денежно-кредитного секторов экономики, которые определяют скорость и характер воздействия инструментов монетарной политики на состояние реального сектора экономики. При этом изменения параметров денежного сектора влияют на изменения реального сектора экономики, а они в свою очередь воздействуют на изменение показателей финансового сектора.

Трансмиссионный механизм оказывает воздействие на инфляцию посредством агрегатов денежной массы, объемов кредитования, изменения валютного курса, изменения процентных ставок на денежном рынке, т.е. факторов монетарного характера. Используя определенные инструменты монетарной политики, денежные власти могут влиять на ликвидность банковского сектора и рыночные процентные ставки, что позволяет контролировать цены на финансовые активы, а через них влиять на экономическую конъюнктуру. Следовательно, инструменты трансмиссионного механизма воздействуют на экономику через три канала: процентный, кредитный, ценовой.

Исходя из материалов, публикуемых Международным валютным фондом, можно выделить три основных режима таргетирования инфляции. Разграничение режимов таргетирования инфляции основано на следующих критериях: степени доверия к национальной банковской системе; прозрачности монетарной политики; устойчивости макроэкономических параметров; развитости финансовых и устойчивости политических институтов; гибкости реагирования финансовой и денежно-кредитной системы на изменение инструментов монетарной политики. Существующие режимы включают в себя :

  1. Полное (полноценное) таргетирование инфляции.

Этот режим применяют обычно высокоразвитые страны, в которых установлены четкие целевые ориентиры инфляции, с этими целевыми ориентирами знакомо общество, наблюдается среднее либо высокое доверие к органам денежно-кредитного регулирования, и в первую очередь, к Центральному банку, другие монетарные цели характеризуются гибкостью.

  1. Эклективное или замаскированное (выборочное) таргетирование инфляции.

Как правило, этот режим применяют высокоразвитые страны, которые поддерживая низкий уровень инфляции, обеспечивают стабильность и рост экономики, высокое доверие к денежным властям. Вместе с тем инфляционные цели не всегда четко и ясно определены, другие монетарные цели довольно гибкие.

  1. Экспериментальное (упрощенное) таргетирование инфляции.

Этот режим используют страны, которые еще не выработали четких целевых ориентиров инфляции, а устанавливаемые ориентиры ясно не обозначены. Наблюдается низкое доверие к денежным властям, хотя можно отметить высокую гибкость других монетарных целей.

Группа стран с высшим режимом инфляционного таргетирования включает Японию, США, Швейцарию, Сингапур и другие.

К странам с классическим режимом инфляционного таргетирования относятся многие страны Центральной Европы, южно-африканские страны и другие. Для режимов, применяемых в этих странах характерно высокое доверие к монетарной политике, проводимой денежными властями и высокий уровень доверия к банковской системе; высокая или средняя гибкость экономической системы на изменение воздействия инструментов; высокая или средняя прозрачность монетарной политики, а также устойчивость денежных и политических институтов.

К странам с начальным (низшим) режимом инфляционного таргетирования относятся страны Восточной Европы, Россия и другие страны постсоветского пространства. Соответствие указанным критериям в этих странах находятся на низком уровне, высока вероятность экономических потрясений и колебаний. Вместе с тем в документах центральных банков определены положения, которые в качестве главной цели монетарной политики называют поддержание низкой и устойчивой инфляции и стабильного уровня цен.

К примеру, монетарные власти стран – участниц Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Кыргызия), лишь недавно принявшие решение о переходе к режиму таргетирования инфляции, в стратегиях о денежно-кредитной политике на период 2015-2017гг. обозначили политику инфляционного таргетирования в качестве главной цели . В принятых документах отмечается, что эта политика заключается в стабильности цен и предполагает «достижение и удержание инфляции на низком уровне» (Казахстан), снижение инфляции и дальнейшее ее удержание около запланированного уровня» (Россия), «сдерживание инфляционных ожиданий общественности и обеспечение минимальной волатильности цен вокруг целевого уровня инфляции»(Армения) , «содействие устойчивому и сбалансированному развитию экономики через поддержание ценовой стабильности»(Белоруссия) , «достижение и поддержку стабильности цен в среднесрочном периоде посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики» (Кыргызстан).

Разработка и принятие монетарных стратегий этими странами обусловлено тем, что снижение уровня инфляции способствует сокращению макроэкономических рисков и обеспечению экономического роста, расширению инвестиций и наращиванию кредитных вложений не только в текущем, но и в долгосрочном периоде.

Полное внедрение режима инфляционного таргетирования требует в среднем 2-3 года и зачастую сталкивается с определенными сложностями:

  • вмешательство государства в процесс ценообразования, высокая доля ВВП, перераспределяемого через бюджет, высокое бремя косвенных налогов;
  • высокий уровень государственной монополизации банковской сферы;
  • невысокая самостоятельность центральных банков, недостаточная развитость финансовых рынков, низкая капитализация предприятий и банков и др.

Если обобщить накопленный разными странами опыт применения режима инфляционного таргетирования, то следует отметить как его положительные эффекты, так и ограничения в использовании.

Значимым положительным эффектом является то, что практически во всех странах на первом этапе произошло значительное снижение темпов инфляции. Причем это сокращение было больше, чем в других странах с примерным уровнем экономического развития, но не применявшим режим инфляционного таргетирования. К преимуществам также можно отнести:

  • четкое соответствие целей и приоритетов денежно-кредитной политики;
  • режим таргетирования инфляции помогает довольно быстро снизить темп роста инфляции и поддерживать ее низкие темпы, создавая условия и предпосылки для устойчивого и сбалансированного роста экономики;
  • инфляционное таргетирование способствует росту независимости центрального банка, ориентируя его на достижение одной цели – в виде снижения инфляции и ее последующей стабилизации на низком уровне;
  • внедрение режима инфляционного таргетирования предъявляет более высокие требования к уровню профессиональной подготовленности работников органов денежно-кредитного регулирования, нового уровня проведения макроэкономического анализа.

Наряду с положительными моментами режим инфляционного таргетирования имеет определенные ограничения применения .

  • Уровень инфляции обычно зависит не только от проводимой монетарной политики, но и от бюджетно-налоговой политики государства и поведения субъектов экономики, а значит, в дополнение к режиму инфляционного таргетирования государству приходится использовать жесткую антимонопольную политику.
  • Режим инфляционного таргетирования неизбежно влияет на изменение объемов производства, и потому предлагается использовать и таргетирование объемов производства, т.е. установить предельные размеры производства, в рамках которых реальный объем выпуска продукции может отклоняться от максимальной величины.
  • Режим инфляционного таргетирования зависит от доверия субъектов экономики к объявленным целевым ориентирам и ориентирам роста ценового индекса. Если такое доверие есть и оно подкрепляется обоснованными экономическими прогнозами, то инфляционное таргетирование может стать реальным инструментом воздействия на инфляционные ожидания общества и его поведение.
  • Режим инфляционного таргетирования показывает хорошие результаты в странах с устойчивой экономикой, не проводящих значительных структурных и институциональных изменений, где уже отлажена работа монетарных инструментов воздействия на экономику.

Мировой опыт свидетельствует, что режим инфляционного таргетирования благодаря созданию соответствующих условий позволил странам с рыночной и переходной экономикой добиться определенных успехов в управлении инфляцией и создании стимулов для экономического роста. Однако следует наряду с методами монетарного регулирования использовать и другие методы макроэкономического воздействия, показавшие свою эффективность в различных странах. К таким методам можно отнести: возрастание спроса на деньги, и повышение сберегательной активности граждан, развитие финансового рынка и используемых финансовых инструментов, разработка сбалансированной бюджетно-налоговой политики и др. Эти вопросы следует учитывать странам Евразийского экономического союза, осуществляющим переход к режиму таргетирования инфляции.

Литература

  1. Малкина М.Ю. Инфляционные процессы и денежно-кредитное регулирование в России и за рубежом: Уч. пособ.- М.: Инфра- М., 2012.-310с.
  2. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: Уч. пособ. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011.- 784 с.
  3. Официальный сайт Евразийского экономического союза. Денежно-кредитная политика стран-участников Евразийского экономического союза: Казахстана, Белоруссии, России, Армении, Кыргызстана. – [Электронный ресурс] URL: http://eec.eaeunion.org/ru/act/finpol/dofp/valuta/Pages/monetary_policy.aspx (дата обращения 28.10.2015г.)

References

  1. Malkina M.Ju. Infljacionnye processy i denezhno-kreditnoe regulirovanie v Rossii i za rubezhom: Uch. posob.- M.: Infra- M., 2012.-310s.
  2. Moiseev S.R. Denezhno-kreditnaja politika: teorija i praktika: Uch. posob. – M.: Moskovskaja finansovo-promyshlennaja akademija, 2011.- 784 s.
  3. Oficial’nyj sajt Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza. Denezhno-kreditnaja politika stran-uchastnikov Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza: Kazahstana, Belorussii, Rossii, Armenii, Kyrgyzstana. – URL: http://eec.eaeunion.org/ru/act/finpol/dofp/valuta/Pages/monetary_policy.aspx (accessed 28.10.2015g.)

Денежно-кредитная политика Республики Казахстан до 2020г. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24.04.2015 г. № 67 с дополнениями от 17.06. 2015 г. № 122. URL: http://eec.eaeunion.org/ru/act/finpol/dofp/valuta/Documents/НБ%20РК%20Ден.кред.пол.%20до%202020.pdf.-С.1 (дата обращения 26.10.2015г.)

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015г. и период 2016- 2017 гг. Банк России. URL: http://eec.eaeunion.org/ru/act/finpol/dofp/valuta/Documents/ЦБ%20РФ%20Ден.кред.пол.2015%20и%202016-2017.pdf – С.3;.6 (дата обращения 26.10.2015)

Стратегия Центрального Банка Республики Армения на 2015-2017гг. URL: http://eec.eaeunion.org/ru/act/finpol/dofp/valuta/Documents/ЦБ%20РА%20Стратегия%202015-2017.pdf, С.11 (дата обращения 26.10.2015г.)

Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2015 год. Указ Президента Республики Беларусь от 1 декабря 2014 г. № 551 г. Минск. URL: http://eec.eaeunion.org/ru/act/finpol/dofp/valuta/Documents/НБ%20РБ%20Ден.кред.пол.%202015.pdf .-С.2 (дата обращения 26.10.2015г.)

Совместное заявление Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики об основных направлениях экономической политики на 2015г. URL: http://eec.eaeunion.org/ru/act/finpol/dofp/valuta/Documents/Заявление%20Правительства%20КР%20и%20НБ%20КР%202015.pdf (дата обращения 26.10.2015г.)

Таргетирование денежных агрегатов предполагает обеспечение стабильности цен путем контроля со стороны центрального банка за определенным денежным агрегатом. Иногда используется термин «монетарное таргетирование», что не совсем точно, так как этот термин имеет более широкое значение и характеризует процессы в монетарной сфере.

Диапазон способов реализации режима таргетирования денежных агрегатов определяются выбором денежного агрегата, типом целевого коридора и способами управления выбранным агрегатом.

Конкретное формулирование целей зависит от условий страны. В большинстве случаев это не точка, а интервал на конец года или коридор на год или на несколько лет.

Преимущества режима состоят в возможности проведения центральным банком независимой монетарной политики и его адекватном реагировании на специфические проблемы национальной экономки.

Достоинством режима таргетирования денежных агрегатов является оперативное информирование рынка о текущем состоянии в денежной сфере, так как соответствующие статистические данные публикуются с запаздыванием всего в несколько недель. Это способствует стабилизации инфляционных ожиданий и помогает избежать проблем, связанных с непоследовательностью монетарной политики.

В то же время данный режим не лишен недостатков. Для его эффективного использования необходима сильная и устойчивая связь между динамикой выбранного денежного агрегата и темпами инфляции. При этом центральный банк имеет возможности в большей мере контролировать узкие агрегаты (М 0 , денежная база), тогда как динамика изменения денежной массы (М 2 или М 3) зависит от деятельности ряда экономических агентов. Наряду с этим, между воздействием на избранный денежный агрегат и инфляцией существует значительный и неустойчивый временной лаг. Кроме того, в условиях финансовых инноваций, компьютеризации рынка и глобализации эти связи становятся более волатильными и трудно предсказуемыми.

4.5. Инфляционное таргетирование

Инфляционное таргетирование направлено на снижение и поддержание на низком уровне цен, отражаемых общим или специально сконструированным индексом инфляции при высокой степени транспарентности и отчетности в формулировании и осуществлении монетарной политики. Цели по инфляции могут устанавливаться определенной величиной или как интервал в форме наклонного или горизонтального коридора.

В зависимости от жесткости обязательств центрального банка по достижению ориентиров по инфляции и наличия дополнительных целевых ориентиров монетарной политики различают три основных режима инфляционного таргетирования: полноценное, смешанное или облегченный его вариант.

Полноценное инфляционное таргетирование (ПИТ) предполагает высокую степень доверия к центральному банку, жесткую ориентацию монетарной политики только на показатель по инфляции, полную прозрачность политики центрального банка и его подотчетность.

Смешанное инфляционное таргетирование (СИТ) позволяет центральному банку наряду с инфляцией принимать ориентиры по другим показателям (как правило, по росту ВВП, а в отдельных случаях по снижению безработицы). Наличие одновременно двух (и более) целей монетарной политики предполагает меньшую степень ее прозрачности.

Облегченный вариант инфляционного таргетирования (ОИТ) используется преимущественно странами, подверженными экономическим шокам, не обладающими финансовой и макроэкономической стабильностью, развитыми финансовыми рынками. Политика центрального банка в таких странах, как правило, не обладает высокой степенью доверия. В этих условиях ориентир по инфляции не может являться единственной целью политики центрального банка. Как правило, эта разновидность инфляционного таргетирования используется для подготовки к переходу на одну из вышеназванных разновидностей таргетирования инфляции. В ходе применения ОИТ проводятся структурные реформы, направленные на развитие финансового сектора страны, обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности.

Страны, использующие ПИТ и СИТ, имеют значительно более высокий коэффициент монетизации (являющийся обобщающим показателем развития финансовой системы страны), более высокую капитализацию рынка ценных бумаг и более низкие процентные ставки, чем страны, применяющие ОИТ. Высокий уровень развития финансовых рынков помогает проводить монетарную политику посредством косвенных инструментов с использованием краткосрочных процентных ставок в качестве операционных ориентиров.

Введение и использование полноценного режима инфляционного таргетирования предполагает наличие или создание определенных макроэкономических и институциональных условий, в качестве которых обычно указываются:

Законодательно установленная и реально осуществляемая независимость центрального банка;

Соблюдение фискальной дисциплины;

Наличие развитых финансовых рынков и их инфраструктуры, чтобы обеспечить эффективную трансмиссию мер монетарной политики.

В экономической литературе выделяют ряд потенциальных преимуществ инфляционного таргетирования в части ответственности центрального банка за ценовую стабильность, повышения адекватности оценки и прогноза инфляционных процессов, гибкого реагирования центрального банка на изменение ситуации в экономике и финансовой сфере, более высокой транспарентности монетарной политики, сокращения инфляционных ожиданий.

В то же время введение и использование режима инфляционного таргетировния требует решения ряда проблем, включая:

оценку зрелости всего комплекса экономических, институциональных и правовых предпосылок для введения данного режима;

необходимость учета и анализа большего числа факторов инфляции – импортных цен, цен производителей, соотношения номинальных и реальных процентных ставок, динамики оплаты труда и доходов;

формирование более сложного механизма управления инфляционными процессами на основе углубления сотрудничества между центральным банком и другими органами государственного управления.