Налоги для государства то же что. Налоги для государства то же что паруса

В своём высказывании Екатерина II Великая затрагивает проблему влияния налогов на жизнедеятельность государства. Сравнивая налоги с парусами, а государство с кораблем, она хотела сказать, что налоги являются движущей силой, способствующей развитию государства, обеспечению его жизнедеятельности.

Налоги не идут во вред государству, не приводят к его краху, наоборот, налоги помогают вести хозяйственную деятельность государства и добиваться поставленных целей.

Трудно представить современное государство без действующей системы налогообложения. Но что же такое налоги? Из курса обществознания, мы знаем, что род налогами понимаются общеобязательные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц.

К основным функциям налогов в государстве относят: фискальная (формирование государственного бюджета), распределительная, стимулирующая, регулирующая. Как видно из приведенных выше теоретических аргументации, со словами автора тяжело не согласиться.

Стоит также отметить и классификацию налогов на прямые и косвенные. К прямым налогам относят: ндфл, налог на прибыль предприятия, транспортный и земельный налоги. К косвенным можно отнести: таможенные и государственные пошлины, акцизы, НДС.

Вспомним княгиню Ольгу, которая в XV веке ввела новую систему налогообложения. Целью налоговой реформы и было как раз, пополнение бюджета государства для дальнейшего перераспределения доходов и обеспечения достойного уровня функционирования государства.

Если же брать в пример современную Россию, то мы увидим, что налоги являются основной доходной частью государственного бюджета. Расходная часть представлена тратами на оборону, медицину, здравоохранение и т.д.

Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская)

Императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год.

Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства.

При Екатерине Великой границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад (разделы Речи Посполитой) и на юг (присоединение Новороссии, Крыма, отчасти Кавказа).

Система государственного управления при Екатерине Второй впервые со времени Петра I была реформирована.

В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века.

Правление Екатерины II характеризовалось экстенсивным развитием экономики и торговли , при сохранении «патриархальной» промышленности и сельского хозяйства. Указом 1775 года фабрики и промышленные заводы были признаны собственностью, распоряжение которой не требует особого дозволения начальства. В 1763 году был запрещён свободный обмен медных денег на серебряные, чтобы не провоцировать развитие инфляции. Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 года введён приём вкладов на хранение). В 1768 году в Санкт-Петербурге и Москве были учреждены государственные ассигнационные банки и с 1769 года впервые был налажен выпуск бумажных денег - ассигнаций (эти банки в 1786 году были объединены в единый Государственный ассигнационный банк).

Введено государственное регулирование цен на соль, которая являлась одним из жизненно важных в стране товаров. Сенат законодательно установил цену на соль в размере 30 копеек за пуд (вместо 50 копеек) и 10 копеек за пуд в регионах массовой засолки рыбы. Не вводя государственную монополию на торговлю солью, Екатерина рассчитывала на усиление конкуренции и улучшение, в конечном итоге, качества товара. Однако вскоре цена на соль была вновь повышена.

Налоги – это общеобязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством. Автор данной цитаты их сравнила с парусами корабля, видимо, потому, какие важные функции они выполняют в исправной работе огромной государственной машины. Так, например, самая древняя фискальная функция отвечает за пополнение бюджета страны, конкретно-учетная функция следит, сколько, как и когда зарабатывают физические и юридические лица, социально-воспитательная функция обеспечивает рост цен на товары, вредные для здоровья граждан (сигареты, алкоголь и другие). Помимо этого налоги стимулируют развитие чрезвычайно важных отраслей экономики государства (медицина, наука, образование), через механизм налогообложения происходит также перераспределение доходов от богатых к бедным, т.к. во многом за счет налогов государство выплачивает пенсии, пособия по безработице и т.д. На мой взгляд, более точной метафоры и не придумаешь, налоги – это, действительно паруса. Если они выполняют свои функции, государственная машина плывет навстречу прогрессу.

Российская история знает немало случаев, когда налоговая политика государства обеспечивала большие победы не только в вопросах внутренней политики, но и внешней. Так, например, введение системы многочисленных налогов и сборов при Петре I позволили российскому государству быстрее провести частичную модернизацию в армии, создать флот. Помнится еще с уроков истории, сколь велико было значение введения подушной подати, на деньги которой, по сути, были сначала приобретены новые виды вооружения за границей, а затем часть средств от налога тратилась на строительство заводов а Урале. И как итог – победа в Северной войне 1700-1721 гг. Конечно, одними налогами дело не обошлось, но фискальная функция этих сборов заметно помогла в этой победе. Рассправив паруса, российский корабль вскоре окончательно стали величать империей.

Налоги можно сравнить с парусами еще и потому, что они помогают государству не застаиваться на одном месте, а развиваться дальше. Современные развитые страны, такие как Германия, например, нам всем показывают, что имея достаточно высокие налоги (а там потрясающе функционирует прогрессивная шкала налогообложения, которая предполагает увеличение налоговой ставки по мере роста доходов физических и юридических лиц), государство может весьма эффективно поддерживать такие дорогие с точки зрения госбюджета статьи как образование или здравоохранение. Солидная доля финансов, полученных от налогов здесь эффективно вкладываются в эти две сферы. Как результат мы видим Германию на вершинах международных рейтингов качества жизни, а немецкие врачи и преподаватели считаются одними из лучших в мире.

Слова Екатерины Второй, скорее всего, будут актуальны всегда. В заключение своих мыслей я бы с удовольствием дополнила эту метафору еще и тем, что налоги для государства то же самое, что и кислород для наших легких, для нас самих, без которого мы не проживем и дня.

Н. Гудошников

В предложенном высказывании Екатерина 2 Великая поднимает проблему грамотного построения в стране налоговой системы. Зачем налоги государству и какими они должны быть, для того чтобы оправдать свои положительные функции?

Екатерина 2 считает, что налоги призваны обеспечить нормальное развитие государства, но они не должны существовать в такой форме, при которой могли бы стать реальной угрозой существования или процветания той или иной страны.

Я согласна с мнением автора. Действительно, налоги – это важнейший механизм, позволяющий стабилизировать положение дел в государстве, однако только разумное построение налоговой системы может привести к положительным результатам.

Прежде чем приступить к доказательству собственной точки зрения, хотелось бы обратиться к теоретической стороне вопроса. В основу высказывания Екатерины 2 положено такое понятие, как налоги. Что же это такое? Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства. Однако налоги в государстве выплачиваются по определённой схеме, что в целом составляет систему налогообложения, то есть определённый законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для оплаты расходов федеральных и местных органов власти. Отвечая на вопрос о том, для чего нужны налоги государству, уместно вспомнить такие функции налогов, как фискальную, конкретно-учетную, распределительную и другие. Для того чтобы взимание налогов приносило действительную пользу государству, стимулировало его развитие, необходимо соблюдать принципы налогообложения, представляющие собой правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы. Среди них выделяют такие, как легитимность, всеобщность, справедливость, определённость и точность и другие. Наиболее важным мне представляется принцип эффективности налогообложения, суть которого состоит в том, что налоги не должны быть для населения настолько обременительными, чтобы это лишало государство последующих налоговых отчислений. Нарушение этого и некоторых других принципов способно держать государство «всегда в открытом море и…, наконец, потопить его».

Говоря о том, чем может грозить государству нерациональное построение налоговой системы, обратимся к примерам из истории России. Так, в 1648 году, во время правления Алексея Михайловича Романова, произошёл Соляной бунт. Правительство царя, желая наладить положение государственной казны, увеличить налоговые поступления, а вместе с тем и доходы государства, ввело косвенный налог на ввоз соли, из-за чего купцы резко повысили цены на этот товар. Вскоре налог был отменён, но государство решило взыскать задолженности за введённые ранее подати. Тяжесть налогового гнёта легла на население «чёрных» слобод. Вспыхнул бунт. Данный факт из истории говорит о том, что налоги, вводимые неразумно, не оправдывают стремления наладить положение государственного бюджета, увеличить его доходную часть. На практике подобные меры разжигают народное недовольство, подрывая тем самым устои государства и авторитет лиц, стоящих у власти.

Проблема роли налогов и организации государством их выплаты актуальна и на сегодняшний день. Обратимся, например, к налоговой политике, проводимой в Финляндии. В этом государстве налоги на доходы физических лиц составляют около 32%, а налоги на прибыль юридических лиц взимаются в размере 20%. То есть налоги в Финляндии достаточно высокие. Однако при этом страна развивается нормально. В списке ООН Финляндия стоит на первом месте по индексу счастья. А всё дело в правильном построении налоговой системы и в разумной в целом политике государства. Расходы государственного бюджета идут преимущественно на транспорт, здравоохранение, образование и иные социальные нужды. Это говорит о том, что хорошо налаженная система налогообложения в купе с разумной политикой тех, кто стоит у власти, способствуют процветанию государства и благополучию населения.

Таким образом, налоги – сложный и противоречивый по своим последствиям механизм, который способен оказать огромное влияние на положение дел в государстве. Отсюда следует сделать вывод о том, что если в государстве соблюдаются основные принципы налогообложения, а налоговая система построена грамотно, то налоги превращаются в мощную силу, которая может ввести государство «в гавань», то есть обеспечить его нормальное развитие и процветание.

Обновлено: 2018-03-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его» (Екатерина II Великая)