Неоконсервативная революция. Неоконсервативная революция в странах Запада

НеолиберализмЕго экономической основой выступали
идеи Кейнса, Гэлбрейта и других
сторонников расширенного вмешательства
государства в сферу социальноэкономических отношений.
Угрозу свободе неолибералы видели в
существовании массовых групп, движений,
особенно радикальных. Они считали, что
их члены противопоставляют узкие,
корпоративные интересы общественным.

Б. Гросс

Считал, что подобная
эволюция неолиберализма
способна
трансформировать его в
идеологию нового
тоталитаризма, «фашизма с
человеческим лицом», где
государство установит
тотальный контроль над
гражданами, ограничит их
свободы, считая, что это
нужно во имя их же блага.

Неоконсерватизм

течение, объединившее различные
направления. Неоконсерваторы назывались
«новыми правыми», радикальными
консерваторами. Главный акцент они
делали на сохранении традиционных
ценностей, т.е. идей классического
либерализма XIX века, ставших для
развитых стран основой их политической
традиции.

Неоконсерваторы

Оценивали государство «всеобщего благоденствия»
как бюрократического монстра, опекающего
граждан и тем самым ограничивающего их
свободу, вытесняющего дух предпринимательства
и предприимчивости. С точки зрения идеологии
неоконсерватизма, слишком высокая степень
социальной защищенности развращает человека,
порождает у него иждивенческие настроения. И
одновременно ставит его в полную зависимость от
чиновников и их решений. Неоконсерваторы
призывали людей опираться на собственные силы,
проявлять инициативу и ответственность,
солидарность друг с другом.

Основоположник экономической теории неоконсерватизма

М. Фридман

Государство должно

поддерживать не потребителя, а
производителя: обеспечивать стабильность
курса валюты, сокращать налоги на
прибыль, на добавленную стоимость.

В Великобритании

неоконсерватизм ассоциируется с лидером
Консервативной партии, ставшей в 1979 г.
премьер-министром Великобритании, М.
Тэтчер и сменившим ее на этом посту в
1992 г. Д. Мэйджором.

10. В США И ФРГ

с республиканцем Р. Рейганом, ставшим
президентом США в 1980 г. В ФРГ - с Г.
Колем, лидером христианских демократов,
канцлером ФРГ в 1982-1998 гг.

11.

В Испании модернизацию, осуществляемую по
неоконсервативным рецептам, проводило правительство,
возглавлявшееся лидером социалистов (Социалистической
рабочей партии) Ф. Гонсалесом, в Италии - коалиционное
правительство, возглавляемое социалистом Б. Кракси, во
Франции неоконсервативный курс проводился при президентесоциалисте Ф. Миттеране.
Фелипе Гонсалес
Бетино Кракси
Франсуа Миттеран

12. Социально-экономическая политика неоконсерватизма в США и Западной Европе.

Меры по повышению эффективности
экономики:
за счет сокращения налогов на производство,
более рационального использования бюджетных
средств.
внедрение передовых технологий стало
возможным за счет расширения военных заказов
в странах НАТО в 1980-е гг

13.

Экономия бюджетных средств за счет
децентрализация социальных программ, многие из
них стали осуществляться за счет бюджетов субъектов
федераций, местных органов власти.
Часть средств, ранее выплачивавшаяся в виде
пособий нуждающимся, стала выдаваться им же, но
не как пособие, а как льготный кредит для открытия
своего дела в сфере малого бизнеса. Это позволило
занять значительную часть бывших безработных
преимущественно в сфере обслуживания.

14.

!Неоконсервативная
революция не
разрушила, а укрепила
основы «общества
благоденствия».
!Неоконсервативная
революция
пересмотрела методы
государственного
вмешательства в
экономику, изменила
структуру налогов,
скорректировала
социальные
программы.

15.

Неоконсервативные правительства стремились
создать социальную базу политики
модернизации. В тех странах Западной Европы,
где большая часть трудящихся была
организована в профсоюзы, их представители
включались в административные органы
управления предприятий, наблюдательные
советы корпораций, им обеспечили доступ к
информации о планах реорганизации. Там, где
роль профсоюзов была меньшей (в 1990-е гг. в
Швеции, Норвегии, Дании в профсоюзах
состояло от 70% до 80% наемных работников, в
то время как в США - лишь 16%; в среднем же в
развитых странах профсоюзы охватывали 26%
занятых), использовались иные формы рабочего
участия в модернизации.

16. Информационное общество в развитых странах.

Увеличился спрос на труд инженеров,
техников, программистов. Гораздо большее
значение, чем когда-либо в прошлом,
начали играть центры производства знаний
- лаборатории и университеты.
По мере того как трудовая деятельность
становилась все более творческой и
интеллектуальной, возрастающее значение
приобретала заинтересованность
работников в труде, его результатах.

17.

Интеллектуализация трудовой деятельности
позволяет преодолеть жесткие барьеры
субординации между управляющими и
управляемыми, что содействует развитию
отношении социального партнерства.
Важнейшим капиталом информационного
общества становится человек, его творческий,
интеллектуальный потенциал. Интересы его
развития, в частности за счет
переквалификации наемных работников
физического труда, в 1980-е гг. оказались в
центре внимания и государства, и корпораций,
и общественных, благотворительных
организаций.

18.

Это определяет особое внимание к развитию
сферы образования. В 1960-1990-е гг.
численность обучающихся в колледжах и
университетах в США и Японии возросла в
3,5 раза, в Германии - в 6 раз, в
Великобритании - в 7 раз. Средний
уровень образовательной подготовки всех
занятых достиг 14 лет.

19. Спад неоконсервативной волны в 1990-е гг.

Спад неоконсервативной волны в развитых
странах был связан с тем, что основные
задачи в области модернизации экономики
нашли свое решение. С завершением
«холодной войны» изменилась ситуация на
международной арене. Резко упало влияние
леворадикальных сил.

20.

В США на президентских выборах 1992 г.
победу одержал лидер Демократической
партии Б. Клинтон. В Великобритании в
1997 г. премьер-министром стал лидер
лейбористов Т, Блэр. В Германии в 1998 г.
социал-демократы завоевали большинство
мест в бундестаге.

21.

Основные идеи и достижения
неоконсерватизма, связанные с
модернизацией экономики, поддержкой
частного предпринимательства,
ограничением бюрократических тенденций
центрального аппарата власти государства,
не ставились под сомнение.

Экономические проблемы, с которыми столкнулись развитые капиталистические страны во второй половине 1970-х гг., происходили на фоне поправения общественно-политических настроений в Западном мире.

Правые и правоцентристские партии в конце 1970-х гг. доминировали в политической жизни Франции, Италии, многих стран Западной Европы и Японии. В 1979 г. Консервативная партия вернулась к власти в Великобритании. В начале 1980-х гг. партии консервативной ориентации также приходят к власти в Соединенных Штатах и Западной Германии. Явное усиление позиций правых и правоцентристских сил подтверждало, что неокейнсианская доктрина, соответствовавшая прежде всего политической философии социал-демократии и левого либерализма, находится в глубоком кризисе.

Кризисы капиталистического общества в середине 1970-х - начале 1980-х гг. способствовали повороту общественного мнения, экономических и политических элит вправо, в сторону неоконсерватизма, чьи идеологи призывали к отказу от прежней кейнсианской модели в пользу либеральной экономики, ограничения роли государства и предоставления максимальной свободы субъектам рынка.

Завершение "Славного Тридцатилетия", переродившегося в середине 1970-х гг. в системный и затяжной кризис, усилило в промышленно развитых капиталистических странах настроения в пользу проведения более "строгой" рыночной экономики, более рациональной и эффективной социальной политики (и реализации обширных социальных программ). Фактически период "просперити" сменялся на этап "неоконсервативной волны".

Поворот в сторону консерватизма в конце 1970-х - начале 1980-х гг. имел и определенное внешнеполитическое измерение. Этот поворот происходил на фоне явного кризиса политики разрядки между Западом и Востоком, резкого усиления новой фазы военно-политического и идеологического противостояния между ними, нового витка гонки вооружений. Для большинства жителей западных стран именно правые, неоконсерваторы рассматривались на рубеже 1970-х и 1980-х гг. как наиболее эффективные защитники безопасности Западного мира и его ценностей.

Неоконсерватизм представлял собой попытку сочетания праволиберальных и рыночных установок с такими традиционно правыми и консервативными ценностями, как бережливость, инициативность, предприимчивость, семейная солидарность и т.д. В экономическом плане доктрина консерватизма покоилась на монетаристской концепции, согласно которой государство должно сосредоточить основное внимание на кредитно- денежном регулировании и использовании рычагов кредитно-денежной политики для достижения амортизации циклических колебаний и устойчивого обеспечения экономического роста. Монетаризм ориентирован прежде всего на рыночное предложение (неокейнсианская политика исходила из курса на расширение спроса, опираясь в первую очередь на налоговые и бюджетные рычаги) - создание условий для эффективного производства через либерализацию кредитной системы и снижение налогов. У истоков этой теории стоял известный американский экономист Артур Лаффер. Он и его последователи считали, что доходы государственного бюджета имеют тенденцию к более быстрому и устойчивому росту при невысоких ставках налогов на физических лиц и предприятий. Эту точку зрения разделял руководитель чикагской школы экономистов Милтон Фридмэн, также являвшийся одним из духовных "гуру" неоконсерватизма. М. Фридмэн полагал, в частности, что политика "экономического ограничения" является важнейшим фактором стабилизации для рыночной экономики. Он в 1970-е гг. получил Нобелевскую премию по экономике, как и его единомышленник, австрийский экономист Фридрих фон Хайек. Этот австрийский ученый открыто признавал, что развитие свободного рынка связано с неравенством и социальной дифференциацией.

Общество, которое равенство ставит выше свободы, не получит ни того, ни другого.

Милтон Фридмэн

В условиях второй половины 1970-х - начала 1980-х гг. оказавшиеся у власти во многих капиталистических государствах неоконсерваторы сделали ставку па усиленное и последовательное сокращение государственного влияния и вмешательства в экономику и социальную сферу и на стимулирование свободной рыночной конкуренции ради возобновления стабильного экономического роста. В качестве рычагов неоконсервативной внутренней политики в различных странах Запада и Японии на рубеже 1970-х и 1980-х гг. можно выделить приватизацию различных отраслей тяжелой промышленности (в частности, в Великобритании в начале 80-х гг. XX столетия под контроль частного бизнеса перешли нефтедобывающая, газовая, телекоммуникационная отрасли экономики; приватизация в Соединенном Королевстве затронула интересы свыше 600 тыс. человек, ранее работавших на государственных предприятиях) и транспорта, либерализацию социального законодательства и рынка труда, "дерегулирование" экономики. Все эти меры нередко вели к снижению уровня социальной защищенности населения и ослаблению влияния профсоюзов в общественной жизни - под лозунгами необходимости достижения рационализации системы оказания социальной помощи. Был взят курс на сокращение "государственных издержек" и общественных расходов, что, естественно, привело к системному изменению государственных макроэкономических приоритетов. Заметно сократился масштаб общественной и государственной помощи, оказывавшейся безработным и уязвимым слоям населения. Неоконсерваторы при реализации собственной реальной социальной и экономической политики активно и энергично прибегали к использованию разнообразных кредитно-денежных рычагов, таких как, в частности, политика процентных ставок, регулирование денежного обращения и т.д.

Правительство - не решение нашей проблемы, правительство и есть наша проблема.

Рональд Рейган , президент США {1981 г.)

В США, Великобритании, Японии и других странах, где у власти оказались неоконсервативные силы, государством стала оказываться прямая поддержка крупным частным и акционерным банкам и корпорациям, была переориентирована налоговая политика в интересах имущих слоев. Неоконсерватизм означал также наступление рыночных форм в финансово- банковской сфере, системе высшего образования и здравоохранения. Еще одним из отличительных элементов неоконсервативной политики стала планомерная борьба за "дебюрократизацию" всей сферы народного хозяйства, системы государственного управления и экономики; данная политика, с точки зрения неоконсерваторов, должна была привести к установлению эффективного баланса в отношениях между государством и бизнесом, а также к достижению большей "прозрачности" рыночной экономики.

Очень важной составной частью экономической политики неоконсерваторов можно считать и их последовательную борьбу с помощью либеральной кредитно-денежной политики против инфляционных процессов. По мнению неоконсервативных экономистов, именно социал-демократическая политика привела к взрыву инфляционных процессов в развитых капиталистических странах, тогда как последовательный монетаристский курс направлен на обуздание инфляции - в интересах широких слоев населения.

Неоконсерваторы исходили из необходимости осуществления "налоговой революции". Они считали, что традиционная политика поддержания прогрессивного налогообложения, характерная для государства "всеобщего благосостояния" зашла в тупик и является помехой для экономического прогресса. Правые выступали против "иждивенческого" характера налогового перераспределения, имевшего место в их странах, в пользу малообеспеченных слоев и безработных. Британские консерваторы и американские республиканцы в начале 1980-х гг. на деле провели радикальные налоговые изменения, которые привели к демонтажу "государства благоденствия", в частности, в налоговой области. Реальную выгоду от этой политики получили в основном предприниматели, чьи отчисления в пользу государства заметно снизились в результате фискальных реформ, осуществленных пришедшими к власти консервативными партиями. Так, если на начало 1980-х гг. некоторые категории бизнесменов в США вынуждены были на налоги тратить около 3/4 доходов, то к концу 1980-х гг. максимальная налоговая ставка в Соединенных Штатах не превышала 28% от ежегодного дохода. В Великобритании в 1970-е гг. максимальная налоговая ставка могла в некоторых случаях составлять 97-98%, при консервативном кабинете в 1980-е гг. этот уровень упал до 40%. Также и в Японии максимальная налоговая ставка с предпринимателей в годы "неоконсервативной революции" сократилась с 60 до 50%. Также были заметно снижены налоги и отчисления, взимаемые государством с частных предприятий.

Нет никаких "общественных денег", есть только деньги налогоплательщиков.

Маргарет Тэтчер, премьер-министр Великобритании (1983 г.)

В годы подъема неоконсерватизма заметным образом меняется система планирования в ведущих странах Запада. Если до конца 1970-х гг., как правило, планирование охватывало трех-пятилетний периоды, с рубежа 1970-х и 1980-х гг. происходит поворот в сторону долгосрочного планирования, рассчитанного на 10-15 лет.

Одновременно консервативные правительства в конце 1970-х - начале 1980-х гг. активно содействовали количественному увеличению числа (и влияния в экономической жизни) акционерных предприятий, многие из которых появились после их денационализации. Данные объекты продавались путем выпуска акций и их последующей продажи на фондовых биржах. В странах Западной и Северной Европы в 1980-е гг. выросло число акционеров (в Великобритании за 1980-е гг. их численность увеличилась в четыре раза - с 2,5 млн до 10 млн человек).

Очевидно, что правые партии, взявшие на вооружение неоконсервативную идеологию, выражали интересы прежде всего буржуазных слоев населения. Именно крупный капитал, крупная и средняя буржуазия прежде всего выиграли от политики неоконсерваторов. В то же время, во второй половине 70-х - начале 80-х гг. социальная и электоральная база правых и правоцентристских партий, вставших под знамена неоконсерватизма, значительно расширилась, сделалась гораздо более "народной", чем прежде. Внутренняя политика неоконсерваторов получила значительную поддержку среди малых предпринимателей, фермеров, лиц свободных профессий, пенсионеров, религиозно настроенных избирателей, а также немалой части рабочих и служащих.

Во многом это произошло потому, что на первом этане нахождения неоконсерваторов у власти развитые капиталистические государства начали выходить из состояния экономического кризиса, удалось обуздать инфляцию и перейти к экономическому росту. В ряде случаев произошло и снижение уровня безработицы. В целом, со временем увеличилась и покупательная способность основной части населения.

Доверие избирателей неоконсерваторы оправдывали (в частности, в США, Великобритании, ФРГ) эффектным осуществлением программы жилищного строительства. Реализация данной программы поначалу привела к уменьшению в несколько раз числа сдаваемых социальных квартир. Но в конечном счете процесс продажи государственного фонда жилья привел к значительному увеличению частного жилищного фонда. В Соединенных Штатах, Великобритании, ФРГ в первой половине 1980-х гг. значительно увеличилась доля лиц (в том числе наемных трудящихся и служащих), получивших доступ к частному жилью.

Многие избиратели, ранее поддерживавшие либеральные и даже левоцентристские силы, на рубеже 1970-х и 1980-х гг. повернулись в сторону неоконсерваторов, поверив в их рыночные установки, в приоритетность - для эволюции общественной жизни - принципов свободы и эффективности. Соответственно, во многих западноевропейских странах произошло сужение левого электората, уменьшилась численность профсоюзов.

Неоконсервативная волна встречала сопротивление части общественных сил - левых партий (особенно коммунистических и левосоциалистических), социальных организаций и профсоюзов, различных антивоенных и молодежных организаций. Однако, на рубеже 1970-х и 1980-х гг. левое движение на Западе пребывало в состоянии кризиса и поэтому в целом не сумело оказать эффективного противодействия наступлению неоконсерватизма. В ряде случаев, находясь в правительствах своих стран (Италия, Франция) социалисты и социал-демократы сами обращались к социал- либеральным рецептам "строгой экономии".

Важное значение в успехе политики неоконсерватизма сыграл на рубеже 1970-х и 1980-х гг. и персональный фактор. Во главе ведущих развитых капиталистических стран оказались сильные и популярные политики, оказавшие мощное личное влияние на реализацию неоконсервативной политики. Это относилось к лидерам Соединенных Штатов Америки (Рональду Рейгану), Соединенного Королевства (Маргарет Тэтчер), Западной Германии (Гельмуту Колю), Японии (Ясукиро Накасонэ). Именно благодаря этим политическим деятелям западный мир, страны "евро-атлантического сообщества" во главе с США одержали к концу 1980-х гг. победу в "холодной войне".

Следует иметь в виду, что неоконсерватизм обладал также достаточно продуманной и атакующей внешнеполитической доктриной. Для лидеров неоконсерватизма СССР и "мировой коммунизм" представляли собой явных геополитических и идеологических врагов и правые правительства США, Великобритании, ФРГ, Японии сыграли очень важную роль в ситуации нового обострения "холодной войны" в конце 1970-х - первой половине 1980-х гг. В то же время неоконсервативные правительства ведущих капиталистических стран содействовали новой гонке вооружения, увеличению трат на военные статьи расходов. Это не могло не сказаться на общей для этих стран тенденции к снижению государственных трат на социальные проекты, что, в значительной мере, в дальнейшем сделало неоконсерватизм более уязвимым.

Поиск альтернативных идей и новых моделей развития был связан с утратой доверия большинства избирателей к государству и неэффективностью рыночной экономики, которая была социально ориентированной.

Идейное течение неоконсервантизма

Неоконсервантизм стал альтернативой радикализму и неолиберализму. Его фундаментом стало объединение направлений политической и идейной мысли, подкрепляемой традиционными ценностями - национальными, культурными, религиозными и политическими.

Зачастую направление неоконсервантизма в политике ассоциируется с премьер-министром Великобритании М. Тэтчер, избранной в 1979 году, и Р. Рейганой, который стал президентом США в 1980 году. Неоконсерваторы проводили выборы под знаком перемен и обновлений, их лозунгом было обращение к традициям, которым придавалось новое, модернизированное значение.

Они взывали к сокращению роли государства "всеобщего благоденствия", которое не позволяло свободно развиваться предпринимательству и контролировало граждан. Экономика неоконсервантизма была представлена теоретиком М. Фридмэном, который обращал внимание на то, что надо заниматься обеспечением постоянного роста производимого продукта, а не его перераспределению.

Неоконсерваторы получили большую поддержку от народа, так как они подчеркивали авторитет церкви, семьи и школы, уважение к закону и порядку, их основными ориентирами были патриотизм и дисциплинированность. Особенную поддержку они получили от представителей среднего класса и у предпринимателей, которые желали снижения налогов и большей свободы для своей деятельности.

Поддержку также предоставили интеллектуалы, заинтересованные в развитии духовности, и маргиналы, которых не устраивали социальные программы. Но неоконсерваторы не предлагали полностью исключить роль государства в развитии экономики, их идей было повышение ее результативности и стимуляция активности и заинтересованности у общества в развитии.

Социально-экономическая политика неоконсервантизма

Экономика неоконсервантизма отказывалась дотировать нерентабельные производства и продавать корпорации на льготных условиях. Что касается муниципального сектора, значительная часть его жилья была передана в собственность квартиросъемщиков, и таким образом, местные органы власти не затрачивали материальные средства на ремонт муниципальных домов и на оплату коммунальных услуг.

Социальная политика была модернизирована таким образом, что пособия малоимущим выдавались в виде кредита на открытие своего дела, малого предприятия. Этим государство пыталось добиться эффективности от того слоя общества, который предпочитал не работать, а жить на пособие.

Так неимущие получали свой собственный источник дохода. Также стремлением неоконсервативных правительств было создание социальной базы новых политических реформ.

Неоконсервативную политику отрицали профсоюзы. Они постоянно проводили забастовки и акции против неоконсерваторов. В странах Западной Европы представители профсоюзов включались в административные органы управлений предприятий, и получали полный доступ к информации об реорганизации компании или фирмы. Так правительство поддерживало роль профсоюзов.

Так случилось, что начало зимы оказалось холоднее обычного. И сразу пошли разговоры о том, что началось всемирное похолодание. А значит, прав был Трамп, когда утверждал, что всемирное потепление это выдумка либералов и зеленых, чтобы протащить свои экологические проекты.

Так совпало, что холодная зима пришла в ходе неоконсервативной революции.

Это революция белого большинства, правами которого последнее 20 лет злодейски пренебрегали. И, похоже, белому человеку такое положение надоело. И если раньше он попустительствовал всем неолиберальным новшествам, видя в них щенячье буйство, то теперь он, похоже, решил — хватит.

И это не в одной отдельно взятой стране США, а повсеместно, и если в ХХ веке мировой конфликт был между капитализмом и коммунизмом, теперь, в ХХI веке, он превратился в противостояние неолибералов и неоконсерваторов.

Причем современная Россия — ярчайший пример неоконсерватизма. Этим объясняется ненависть к России неолибералов и симпатия неоконсерваторов.

Совсем невеселая картина сложилась в современной Германии.

Возьмем, к примеру, партию ХДС и будущие выборы. Здесь это внутрипартийный конфликт руководства партии и базиса. Большинство ее членов сторонники христианских и консервативных ценностей, жители глубинки, провинции. Именно такие избиратили преимущественно избирали в Трампа в США. Руководство партии в погоне за голоса маргинальных групп пошло на уступки в вопросе традиционной семьи, в вопросе национальных интересов и интересов трудящегося населения.

Это как раз и противоречило основному ее базису и электорату. Идея роста экономики любой ценой, введение Евро и бездифицитный бюджет и оголтелый гуманизм привели в итоге к снижению реальных доходов населения.

Какое дело простому труженику до того, что у страны рекордный годовой доход, если он не может прокормить семью в одиночку и государство не может гарантировать ему достойную пенсию по старости, безопасность, если у государства находятся миллиарды на содержание беженцев и нет денег на повышение зарплаты воспитателям детских садов и пособия матерям-одиночкам.

Многие консерваторы долгое время выбирали ХДС по инерции, до тех пор, пока не появилась Альтернатива, точно уловившая настроение белого большинства.

Не секрет, что руководство Альтернативы и большинство членов партии АдГсформировались из правого крыла ХДС и правого крыла Свободных Демократов, не согласных с утратой национального своеобразия страны, национальной культуры и суверенитета в рамках Евросоюза.

Не исключено, что в Германии предвыборная компания ХДС в 2017 году может проявиться в лозунгах, перенятых у Альтернативы и ХСС, баварцев, родственной ХДС партии:

— ограничение притока беженцев;

— ужесточения правил раздачи пособий;

— ограничение социальных прав для мигрантов;

— возвращение к ценностям традиционной семьи;

— ориентация на права белого консервативного большинства.

Иначе у ХДС не будет вообще никаких шансов снова оказаться у власти.

Можно, конечно, говорить о том, что национальное самосознание и возврат к националиьным интересам — это регресс мирового устройства, но надо понимать и тот факт, что либеральная идея так далеко зашла, что исчерпала себя, и следующим этапом ее развития будут открытый рынок товатов, узаконенная педофилия, зоофилия и смена расовой структуры Европы.

Именно этого не хотят сторонники неоконсерватизма, чьи интересы не учитывали неолибералы и предали руководители христианских и консервативных партий Европы в угоду глобализации.

Главное, чтобы неоконсерваторы не перегнули палку и не скатились в национализм.

Надеюсь, у них хватит профессионализма, политчутья и чувства меры.

Падение эффективности социально ориентированной рыночной экономики, утрата доверия избирателей к государству, обеспечивающему «всеобщее благоденствие», стимулировали поиск альтернативных идей и моделей развития.

Среди сторонников идей Кейнса, Гэлбрейта и других теоретиков расширенного вмешательства государства в социально-экономические отношения во имя сглаживания неравенства, поддержания высокого платежеспособного спроса новых подходов не возникло. Неолибералы продолжали считать, что расширение функций государства в современных условиях не только не угрожает свободе, но, напротив, укрепляет гарантии прав и свобод граждан. Главным их гарантом выступало в новых условиях уже не «естественное право», а само государство «всеобщего благоденствия», политически нейтральное, руководствующееся рациональными соображениями. Критика этого государства, популистские тенденции начали рассматриваться как несущие угрозу установления тирании малокомпетентного большинства, как необходимое зло, которое приходится терпеть во имя демократии, хотя возрастающая роль социальных и иных массовых групп становится источником угрозы свободе личности.

Как считал американский политолог Б. Гросс, подобная эволюция неолиберализма была способна трансформировать его в идеологию нового тоталитаризма, «фашизма с человеческим лицом», где государство и связанные с ним структуры установят тотальный контроль над гражданами, ограничат их свободы, считая, что это нужно во имя их же блага.

Альтернативным и неолиберализму и радикализму стало такое идейное течение, как неоконсерватизм. Он объединил различные направления идейной и политической мысли под знаком традиционных ценностей: религиозных, национальных, культурных и политических традиций, которые для стран Запада связаны с идеалами демократии, свободного рынка. В политике неоконсерватизм ассоциируется с именами избранной в 1979 г. премьер-министром Великобритании М. Тэтчер и сменившего ее на этом посту в 1992 г. Д. Мэйджора, республиканца Р. Рейгана, ставшего президентом США в 1980 г., Г. Коля, канцлера ФРГ в 1982--1998 гг.

Особенность неоконсерватизма состояла в том, что его приверженцы шли на выборы под лозунгами перемен, поворота, обновления, в том числе за счет обращения к традициям. При этом, говоря о сохранении традиционных ценностей, неоконсерваторы сочетали их с потребностями модернизации, предлагая их новое понимание.

Расценивая государство «всеобщего благоденствия» как бюрократического монстра, опекающего граждан и тем самым ограничивающего их свободу, вытесняющего дух предпринимательства, неоконсерваторы призывали к сокращению его роли. Главным теоретиком экономики неоконсерватизма стал М. Фридмэн, считавший, что основное внимание надо уделять не перераспределению производимого продукта, а обеспечению его постоянного роста.

Выступая за возрождение авторитета семьи, школы, церкви, апеллируя к этике «демократического капитализма», предполагающей уважение закона и порядка, дисциплинированность, сдержанность, патриотизм, неоконсерваторы получили поддержку самых широких слоев общества. К их аргументам прислушивались предприниматели и представители «среднего класса», заинтересованные в снижении налогового бремени, маргиналы, считающие социальные программы недостаточными, интеллектуалы, озабоченные вытеснением духовности рационализмом и прагматизмом. Неоконсерваторы ссылались на то, что из-за активной социальной политики в среде маргиналов возникли группы людей, считающих более выгодным жить на пособие по безработице, чем работать. Хотя таких было не более 1 -- 2% самодеятельного населения развитых стран, у работающих граждан, платящих налоги, возникло убеждение, что за их счет кормят бездельников, социальных иждивенцев, не желающих трудиться.

О полном отказе от вмешательства государства в сферу социально-экономических отношений речи не было. Речь шла о повышении эффективности экономики, ее модернизации, в том числе за счет децентрализации и частичного сокращения социальных программ.

Была реформирована социальная политика. Часть средств, ранее выделявшихся в качестве пособий малоимущим, осталась адресована им же, но в виде кредита на открытие своего малого предприятия, своего дела. Благодаря этому, значительная часть нуждавшихся приобрела независимый от государства источник дохода.

Основное противодействие неоконсервативной политике исходило от профсоюзов. Однако цели разгрома профсоюзного движения неоконсервативные лидеры не ставили. Лишь в тех случаях, когда профсоюзы пытались проводить забастовочные акции, наносящие ущерб гражданам, экономике в целом, использовались репрессивные мерыВ целом же неоконсервативные правительства стремились создать социальную базу политики реформ. В тех странах Западной Европы, где большая часть трудящихся была организована в профсоюзы, их представители включались в административные органы управления предприятий, наблюдательные советы корпораций, им был обеспечен доступ к информации о планах реорганизации. Там, где роль профсоюзов была меньшей (в 1990-е гг. в Швеции, Норвегии, Дании в профсоюзах состояло от 70 до 80% наемных работников, в то время как в США -- лишь 16% . В среднем же в развитых странах профсоюзы охватывали 26% занятых), использовались иные формы рабочего участия в модернизации. Меры, осуществленные в рамках «неоконсервативной революции», оказались решающими в формировании информационного общества. Налоговые льготы для производителей, внедряющих новые технологии, привлекли капиталы ТНК в развитые страны, повысили уровень деловой активности. Снятие преград для свободного перемещения товаров, капиталов, рабочей силы между развитыми странами, особенно в Западной Европе, ускорение интеграционных процессов позволили в полной мере использовать преимущества международного разделения труда. В 1980--1990-е гг. в развитых странах среднегодовые темпы роста реального дохода на одного работника составили 1,4%. Это свидетельствовало об успехе неоконсервативной политики.