Фас россии поддерживает идею вариативности полисов осаго в зависимости от лимита страховых выплат. Фас: самым проблемным видом страхования является осаго Но чем-то помогают

Предложения о реформировании системы ОСАГО озвучил сегодня заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров на форуме «Страховой бизнес в эпоху перемен. Стратегия. Тактика. Практика».

Форум, организованный Агентством страховых новостей при поддержке Всероссийского союза страховщиков, состоялся 1 ноября 2016 года, в г. Москве.

Помимо представителей ФАС России, в этом мероприятии приняли участие представители Верховного суда Российской Федерации, Минфина России, Банка России, других министерств и ведомств, а также ведущие аналитики страхового рынка, топ-менеджеры страховых организаций и других компаний.

Основные темы форума были посвящены вопросам регулирования страхового рынка «в пользу потребителей», поведенческого надзора на страховом рынке, а также вопросам тактики ведения страхового бизнеса и внедрения различных инноваций.

Андрей Кашеваров представил антимонопольное ведомство на площадке страхового форума, выступив с докладом на тему: «Актуальные аспекты антимонопольного регулирования страхового рынка» в рамках стратегической сессии «Страховой рынок 2.0: перезагрузка».

В начале своего выступления Андрей Кашеваров представил статистику о поступающих в антимонопольные органы с 2014 года жалобах граждан на действия страховщиков в Южном федеральном округе. Как отметил замглавы Службы, в том числе в связи с действием положений так называемого «четвертого антимонопольного пакета» количество таких жалоб граждан к настоящему времени существенно сократилось.

При этом, по его словам, исходя из анализа основных тематик жалоб граждан, в последнее время наиболее актуальной проблемой как в Южном федеральном округе, так и во многих других регионах страны, является невозможность приобретения полисов ОСАГО, в том числе в связи с большими очередями в офисах страховых организаций и якобы отсутствием у них бланков полисов ОСАГО; а также сокращение страховщиками объемов продаж полисов ОСАГО. Отдельно также было отмечено, что существенная часть таких жалоб поступали в соответствующие периоды времени преимущественно на ПАО СК «Росгосстрах» (от 37% до 68% от общего количества жалоб).

В связи с этим Андрей Кашеваров прокомментировал ряд текущих дел, возбужденных по признакам злоупотребления ПАО СК «Росгосстрах» доминирующим положением, а также сговора других крупных страховщиков в части необоснованного отказа в заключении договора ОСАГО по различным поводам.

Особое внимание при этом представитель ФАС России уделил сложившейся положительной судебной практике, подтверждающей правомерность выносимых антимонопольными органами решений о нарушении антимонопольного законодательства на рынке ОСАГО, а также постановлений о привлечении к административной ответственности.

В продолжение своего доклада замглавы антимонопольного ведомства представил позиции ФАС России по некоторым законодательным инициативам регулятора страхового рынка.

В частности, Андрей Кашеваров озвучил мнение в отношении перехода к преимущественному восстановительному ремонту в системе ОСАГО, а также предложения по совершенствованию порядка определения размера расходов на такой ремонт.

Далее, говоря об изменениях тарификации в ОСАГО, Андрей Кашеваров сообщил, что ФАС России поддержал предложение Минфина России в части вариативности полисов ОСАГО в зависимости от лимита страховых выплат. Однако, было отмечено, что, к примеру, вопрос о введении новых коэффициентов страховых тарифов в настоящее время не может быть поддержан антимонопольным ведомством.

Важной частью выступления Андрея Кашеварова стало сообщение о разработанных ФАС России предложениях по изменению концепции ОСАГО в целом: «Мы предлагаем перейти от страхования ответственности владельца транспортного средства, как владельца источника повышенной опасности, к страхованию ответственности водителя, как лица, непосредственно способного причинить вред при использовании транспортного средства. Такой подход будет предпочтителен для страхователей, а также позволит, прежде всего, упростить и ускорить процедуру заключения договоров ОСАГО; упразднить необходимость проведения конкурсных процедур, в рамках госзаказа исключить необходимость контроля со стороны страховщиков за техническим состоянием транспортных средств», - сообщил Андрей Кашеваров.

В завершение своего выступления замглавы ведомства рассказал о разрабатываемых проектах Национального плана развития конкуренции, который предполагает, в том числе мероприятия, направленные на уменьшение участия государства в экономике в целях развития конкуренции, а также отдельной «дорожной карты» по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг, предложения для включению в которую уже поступают в ведомство от крупнейших объединений финансовых организаций.

Ростовское управление Федеральной антимонопольной службы заявило о переквалификации и объединении ряда дел в отношении страховщиков в одно - о создании картельного сговора на рынке автострахования. Своё решение УФАС объясняет сходным характером действий ряда компаний при заключении договоров ОСАГО. Основными претензиями, которые регулярно предъявляются участникам рынка, являются навязывание дополнительных услуг, отказ в оформлении договора по причине отсутствия бланков, а также неправильный расчёт тарифов. Обвинения антимонопольщиков касаются 14 компаний, работающих в сфере автострахования на Дону. По данным Агентства страховых новостей, всего в этом сегменте страхования действует 42 компании, то есть в нарушениях уличены без малого треть игроков рынка.

Ситуация с заключением договоров страхования автогражданской ответственности в последние месяцы действительно достигла критического пика: многие автовладельцы столкнулись с невозможностью оформления полисов ОСАГО, чаще всего по надуманным причинам вроде отсутствия бланков. «Кризис жанра» был связан с запланированными изменениями в законе об ОСАГО: депутаты Госдумы готовили пакет поправок, в соответствии с которыми страховые выплаты должны существенно повыситься при сохраняющейся консервации тарифов. И хотя рассмотрение законопроекта было отложено, страховщики стали ещё более интенсивно использовать возможные способы минимизировать ущерб - вплоть до полного отказа в заключении договоров ОСАГО или предложения купить полис «автогражданки» в пакете с другими услугами (например, страхования жизни).

«Если посмотреть изменения в портфеле, то у одной очень крупной федеральной компании в конце прошлого - начале этого года резко выросли продажи по личному страхованию. Думаю, что на 70–80 процентов этот рост “кросс-продаж” был обеспечен именно незатейливыми и нерыночными методами», - говорит генеральный директор ЗАО МИГ «Страхование сегодня» Андрей Веселков . По его мнению, регулярные нарушения, фиксируемые ФАС, связаны с тем, что практически все страховщики ищут те или иные способы избегать убытков. «Каждый новый проданный полис ОСАГО - это для страховщиков почти гарантированный убыток. И здесь нет никакого сговора - возможно лишь освоение чужого успешного опыта минимизации ущерба», - считает г-н Веселков.

По данным «Эксперт РА», в 2012 году убыточность в ОСАГО значительно выросла (+5,5%), комбинированный коэффициент убыточности для компаний с долей бизнеса в автостраховании больше половины достиг 104%. По оценке директора страховых рейтингов «Эксперта РА» Алексея Янина, реальное значение этого статистического показателя с учётом доходов и расходов по прямому возмещению убытков и судебным делам ещё выше. Впрочем, данные Банка России по ОСАГО носят более оптимистичный для автостраховщиков характер: за 2013 год в Ростовской области было собрано 3,4 млрд рублей страховых премий и произведено выплат на 1,8 млрд рублей.

В апреле портал 711 рассказывал о новой инициативе Российского союза автостраховщиков . Суть инициативы сводилась к тому, что в проблемных регионах, где страховые компании не хотят продавать ОСАГО, .

Казалось бы, такой агент действительно может решить проблему доступности полисов обязательной автогражданки в регионах с высокой убыточностью, откуда уходят страховые компании. Но в ходе изучения предложения РСА в Федеральной антимонопольной службе, представители ФАС выяснили принципиальные недостатки инициативы.

Выбор страховой компании через генератор случайных чисел

Главная особенность работы агента РСА заключается в том, что выбор страховой компании для автовладельца, обратившегося за полисом , происходит случайным образом. Одним из вариантов реализации принципа случайности предложено привязать компании к регистрационному номеру автомобиля.

К примеру, владелец машины с номером, заканчивающимся на цифры 01, получает полис от компании Росгосстрах, владелец с цифрами 02 — от компании РЕСО-Гарантия, а владелец с цифрами 03 — от компании Альфастрахование.

При таком варианте по порядку перебираются все компании, работающие в системе ОСАГО. И каждая из них якобы равноценно охватывает проблемный регион своей долей полисов ОСАГО.

ФАС против случайного выбора компании

ФАС высказалась категорически против подобной схемы продажи полисов ОСАГО. По мнению её представителей, у автовладельцев должна оставаться возможность самостоятельного выбора страховой компании.

Если же, такая возможность будет исключена после появления агента РСА, то возникает риск искусственного регулирования потока полисов. Когда структура, через которую идет оформление ОСАГО, в нашем случае это агент РСА, сможет распределять полисы по компаниями: хорошие полисы в хорошую компанию, плохие полисы в плохую.

Есть ли у страховщиков и РСА иные варианты?

По мнению участников страхового рынка, у страховых компаний, работающих в сегменте ОСАГО, пока нет решений и других вариантов, позволяющих учесть замечания ФАС.

Компании планирует объединиться и разработать новые варианты концепции агента РСА с привлечение специалистов регулятора страхового рынка — ЦБ РФ.

Что станет с агентом РСА?

Информации о том, что идея появления агента РСА уже этим летом, не поступало. РСА вместе с профучастниками союза продолжает готовить методологическую базу для решения вопроса доступности обязательного страхования в проблемных регионах, таких как Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская область.


Как сообщили, порталу 711 в РСА, некоторые регионы являются убыточными для страховщиков. В первую очередь, речь идет о Южном федеральном округе, где в наибольшей степени активны "автоюристы": в Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях.

Как следствие возникают серьезные проблемы с доступностью полисов ОСАГО. Усилия РСА направлены на устранение этой проблемы.

Так, для борьбы с автоюристами РСА разработал комплекс мер, а именно корректировка претензионного порядка работы страховых компаний, уточнение требования по предоставлению на осмотр страховщику поврежденного автомобиля, усовершенствование работы экспертов-техников и установление приоритета выплаты в натуральном виде в ОСАГО над денежной выплатой.

"А для помощи страхователям и снятия нагрузки со страховщиков, продолжающих свою деятельность в убыточных регионах, РСА разработал принципы работы агента по продаже полисов ОСАГО в проблемных регионах. Концепция единого агента будет реализована в форме многостороннего агентского договора между страховыми компаниями. Все лидеры рынка уже заявили о готовности организовать дополнительные рабочие места в своих офисах для работы в рамках агентского договора", - сообщили в РСА порталу 711.

Глава РСА, И.Юргенс, отмечает, что предположительно новая система начнет работать уже в июне, после утверждения общим собранием членов союза, собрание пройдет 7 июня текущего года. В данный момент Российский союз автостраховщиков готовит нужную документацию, чтобы запустить систему в действие. Что касается возможных возражений ФАС, то РСА настаивает, что введение описанного выше механизма покупки ОСАГО - это не обязанность для автомобилистов, а опция, которой можно воспользоваться или отказаться вовсе. С введением агента РСА, клиент по-прежнему может обратиться в конкретную страховую компанию. Впрочем, он может прибегнуть и к услугам агента, а именно, прийти в любую компанию и купить полис одного из страховщиков ОСАГО.

ФАС России провела анализ правоприменительной практики антимонопольных органов на рынках страховых услуг. Выяснилось, что самым проблемным рынком в течение последних трех лет являлся рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

На действия страховщиков только на этом рынке с 2013 по 2016 гг. в антимонопольные органы поступило 15 658 жалоб , тогда как на действия страховщиков на других рынках страхования - 2457 жалоб . Большую часть этих жалоб получают ФАС и Банк России.

Чаще всего граждане жалуются на навязывание им при заключении ОСАГО дополнительных услуг по добровольным видам страхования, а также услуги по проведению техосмотра транспортных средств; на проблему очередей при предоставлении этой услуги и некорректное применение коэффициента «бонус-малус» (скидка за аварийную езду).

Решая эти проблемы, антимонопольная служба выдала за период 2013–2016 годов 352 предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, 243 предупреждения (69%) из которых были исполнены страховщиками в установленные сроки.

В период с 2013 по 2016 год в 61 субъекте РФ было возбуждено и рассматривалось 324 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке ОСАГО, по результатам которых принято 241 решение о наличии нарушений.

Чаще других выявлялись нарушения, связанные с навязыванием клиентам дополнительных страховых и иных услуг, а также нарушением установленного порядка ценообразования на услуги ОСАГО; сговор как между самими страховщиками о навязывании различных услуг и сокращении объемов оказания услуг по ОСАГО, так и между страховщиками и операторами технического осмотра. Еще одной выявленной статьей недобросовестности некоторых страховщиков стало занижение размера страховой премии при участии в проводимых государственными органами торгах на право заключения договоров ОСАГО. В результате недобросовестной конкуренции эти страховые компании выигрывали тендеры.

Больше всего нарушений по «автогражданке» было выявлено в Приволжском и Южном федеральных округах.

  • Напомним, что в марте Госдума приняла , призванный решить сразу ряд накопившихся в этом виде страхования проблем. Согласно ему, возмещение по ОСАГО в большинстве случаев будет осуществляться в виде ремонта машины, хотя предусмотрена и денежная выплата.
  • Страховщики также предлагают ввести , что поможет снизить убыточность этого вида страхования. Пока это только обсуждаемая инициатива, но вероятно, что скоро РСА предложит ее на рассмотрение регулятора рынка (Банк России).