Маржиналистская революция. Маржиналистская революция и развитие экономической теории Маржиналистская революция в экономической науке 19 века

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список используемой литературы

Введение

По мнению ученых, 1870-е годы образуют очередной рубеж в развитии экономической науки. В середине XIX в. классическая школа политической экономики оказалась в состоянии кризиса, так как она не могла полностью удовлетворить потребителя. Взгляд классической школы был прикован к производителю, она не могла решить острые проблемы экономики. Самым слабым местом классической школы было то, что она уделяла мало внимания на субъекта-потребителя, ради которого осуществляется производство.

Именно в это время получили широкую известность идеи предельного анализа, эпизодически возникавшие, но не востребованные экономистами в предшествующие десятилетия. Маржиналистская революция изменила облик, метод экономической теории. Это направление экономической мысли, возникшее в конце XIX века, содержит в своем центре субъект с его потребностями. Потребитель в данной системе - главенствующее лицо.

Маржиналистская революция проходила в два этапа. Первый этап охватывает 70-80-е годы XIX в., второй этап (1890-е гг.) получил название неоклассической школы. Многие ученые начинали маржиналистскую революцию, а затем способствовали созданию более глубокой неоклассической теории. Маржиналистскую революцию осуществила блестящая плеяда таких ученых, как Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914), Уильям Стенли Джевонс(1835-1882), Френсис Эджуорт (1845-1926), Леон Вальрас (1834-1910), Джон Бейтс Кларк (1847-1938), Альфред Маршалл (1842-1924) и др.

1. История возникновения теории маржинализма

В истории любой науки не так уж много «революций», т.е. ситуаций, когда господствующий подход к изучению ее предмета, а иногда и сам этот предмет резко меняет свою сущность за короткие промежутки времени.

Самой значительной революцией в экономической науке следует считать маржиналистскую революцию. Можно сказать, что именно с этого момента началась история микроэкономической теории, тогда как раньше говорилось лишь о ее предыстории. Хронологически маржиналистскую революцию принято связывать с выходом в свет трех книг: «Теории экономической экономии»(1871) У.С. Джевонса, «Оснований политической экономии» (1871) К. Менгера и «Элементов чистой экономической экономии» (1874) Л. Вальраса. Эти три книги, почти одновременно и абсолютно независимо друг от друга вышедшие в трех странах - Англии, Австрии и Швейцарии - с совершенно разными экономическими устоями, имели фундаментальное сходство, позволившее их потомкам назвать их авторов основателями маржиналистской теории.

Конец XIX в. стал временем бурного экономического развития стран Западной Европы и США, что явилось следствием завершившегося промышленного переворота. Мощное развитие рыночных отношений как внутри стран, так и между ними, обусловленное углублением процесса разделения труда, обострило внимание современников к ценообразованию, роли денег, законам поведения субъектов рынка и т.п. Эти проблемы и явились основным объектом исследования маржиналистов.

Наблюдался определенный кризис классической школы; известную популярность приобретает историческая школа в Германии, что ставило под сомнение методы классиков политической экономии.

Поэтому не менее существенной причиной возникновения маржинализма можно считать стремление ученых - экономистов найти выход из кризиса экономической теории, их стремление открыть определенные новые перспективы современному им экономическому порядку.

Маржиналисты доказывали необходимость общих закономерностей экономической жизни, первостепенность абстрактно логического метода научного анализа, вне зависимости от национальной специфики. Маржинализм в значительной мере был направлен и против теории К. Маркса, базирующейся на трудовой теории стоимости классической школы. При этом маржиналистской школе характерен, по существу, отход от идеологизации экономического анализа, попытка ограничиться объектом «чистой прибыли», без примеси социальных или конкретно - экономических дисциплин, связанных с идеологией. Маржиналисты отказались даже от самого термина «политическая экономия», введенного в научное употребление в 1615 г. А. Монкретьеном, предпочитая нейтральное понятие «экономика».

2. Как протекала маржиналистская революция

Со словом «революция» как в науке, так и в обществе мы привыкли связывать нечто новаторское, знаменующее разрыв с существующим порядком. В данном случае этот термин следует употреблять с оговорками. Прежде всего, отметим, что у лидеров маржиналистской революции были предшественники. Если относить к ним всех мыслителей, объяснявших меновую ценность благ комбинацией их полезности и редкости, то начинать вообще следует с Аристотеля. Эта традиция продолжалась в работах средневековых схоластов и в XVIII в. достигла наибольшего развития в творчестве Галиани. Однако ее представители не дошли до использования категории предельной полезности. В рамках этой традиции был разрешен и знаменитый «парадокс воды и алмаза»: жизненно необходимая вода, как правило, ценится ниже в сущности ненужного алмаза. Этот парадокс, используемый критиками теории, объясняющей ценность полезностью, был разрешен Джоном Ло еще в 1705 г. Однако Смит вновь поднял его «на щит», что лишний раз свидетельствует о том, что большая часть информации в истории экономической мысли не доходила до следующих поколений. Еще один парадокс, который к тому времени получил название «парадокса Смита», разрешили маржиналисты: предельная полезность единицы воды, имеющейся в большом количестве, оказывается ниже предельной полезности редкого алмаза, хотя если мы возьмем все запасы воды на земле, то они, конечно, будут представлять неизмеримо большую ценность, чем все запасы алмазов. Если же рассматривать предшественников маржинализма более узко и причислять к ним только тех экономистов, которые разрабатывали основные идеи предельного анализа, то следует отметить, что в первой половине XIX в. эти идеи возникали в разных странах Европы. Такие концепции маржинализма, как закон убывания предельной полезности, потребительский излишек, предельная производительность и т.д., были сформулированы в 1830-50-е годы Р. Данингсом, С. Лонгфилдом и П. Ллойдом в Англии, Ж. Дюпкз О. Вальрасом (отцом Л. Вальраса) во Франции, Г. Госсеном и И. Тюненом в Германии. Что касается Госсена, то он впервые изложил их в систематизированном виде и вполне заслужил титул первого последовательного маржиналиста в истории экономической мысли. Его вклад в теорию ценности заслуживает специального рассмотрения. Германн Генрих Госсен (1810-1858) - яркий пример ученого, опередившего свое время. В своей работе «Развитие законов человеческого общения и вытекающих из них правил человеческой деятельности» (1854) он изложил общую (не только экономическую) теорию человеческой деятельности, направленной на максимизацию удовольствий, которая была основана на принципах предельной полезности.

Теорию Госсена (как и появившуюся позднее теорию Джевонса) можно назвать утилитаристской по содержанию и математической по форме. Госсен сформулировал несколько законов, которым подчиняются получаемые людьми удовольствия, из которых наибольшую известность получили два, названные позднее другими исследователями (Визером и Лексисом) первым и вторым законами Госсена. Первый закон Госсена отражает принцип убывания предельной полезности или, как выражается сам автор, полезности последнего атома блага. «Величина одного и того же удовольствия постоянно уменьшается вплоть до насыщения, по мере того как мы без помех испытываем это удовольствие». Второй закон Госсена описывает основное условие, при котором может быть достигнут максимальный уровень и получаемых удовольствий. Развивает Госсен теорию производства, согласно которой мы трудимся до тех пор, пока тяготы труда не становятся равными получаемым от производимых благ удовольствиям, и теорию обмена (обмен продолжается до тех пор, «пока не уравняется ценность последних единиц двух находящихся в распоряжении благ»).

Таким образом, в книге Госсена содержится цельная формулировка теории предельной полезности (в варианте, наиболее близком к последующей теории Джевонса), оснащенная к тому же алгебраическим и геометрическим аппаратом. Однако его работа, которая, по мнению автора, должна была произвести переворот в науке об обществе, не получила признания, и разочарованный автор скупил и уничтожил большую часть тиража. Лишь после того, как удивленный Джевонс в 1870-е годы открыл, что практически все основные идеи его теории обмена содержатся в присланной ему случайно купленной у букиниста книге забытого немецкого автора, труд Госсена был переиздан в 1889 г. Сказанное нами о Госсене можно повторить и применительно к другим авторам, развивавшим маржиналистские идеи в предшествующую эпоху: они не получили известности, не оказали влияния на современников и были забыты, так что Менгеру, Джевонсу и в меньшей степени Вальрасу, унаследовавшему маржиналистские взгляды от отца, пришлось все открывать заново. Надо сказать, что книги лидеров маржиналистской революции также не получили большого резонанса в среде коллег-экономистов. Поскольку всемирного научного сообщества экономистов в то время еще не сложилось и новые теории с трудом переводились на иностранные языки и преодолевали национальные границы, Джевонс, Менгер и Вальрас долгое время даже не знали о существовании друг Друга и современники не объединяли их в одну группу. Только с середины 1880-х годов благодаря активной деятельности учеников Менгера, Бём-Баверка и Ф. Визера и ученика Вальраса В. Парето, а также А. Маршалла, пришедшего к маржиналистским взглядам независимо от Джевонса, маржинализм стал завоевывать господствующие позиции в экономической мысли. Таким образом, его триумф оказался отложенным на несколько десятилетий.

3. Этапы маржиналистской революции

В свершении «маржинальной революции» в экономической литературе выделяют обычно два этапа.

Первый этап охватывает 70--80-е гг. XIX в., когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах австрийца К. Менгера и его учеников, а также упомянутых выше англичанина У. Джевонса и француза Л.Вальраса.

При этом ставшая на данном этапе центральной теория предельной полезности товара объявлялась школой главным условием определения его ценности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека. Поэтому первый этап маржинализма принято называть «субъективным направлением» политической экономии».

Второй этап «маржинальной революции» приходится на 90-е гг. XIX в. С этого времени маржинализм становится популярным и приоритетным во многих странах. Главное достижение маржипалистов на этом этапе -- отказ от субъективизма и психологизма 70-х гг., с тем чтобы подтвердить, говоря словами Й. Шупетера, что «целью чистой экономики... всегда оставалось объяснение регулярного хода экономической жизни на основе данных условий».

В результате представители «новых» маржинальных экономических идей стали расцениваться в качестве преемников классической политической экономии и называться неоклассиками, а их теория, соответственно, получила название «неоклассической». На втором этапе «маржинальной революции» -- этапе формирования неоклассической политической экономии -- наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл, американец Дж.Б. Кларк и итальянец В. Парето.

Эволюцию маржинальных идей на двух обозначенных выше этапах «маржинальной революции» можно охарактеризовать следующим образом.

Вначале маржинализм в своем субъективном течении акцентировал внимание на значении экономического анализа в части проблематики, связанной с потреблением (спросом), а классики, как известно, исходили из приоритета проблем производства (предложения). Но затем неоклассики (второй этап «маржинальной революции») обосновали необходимость одновременного (системного) изучения обеих сфер, не выделяя ни одну из них и не противопоставляя их друг другу.

Маржиналисты первой волны (субъективное направление экономической мысли), используя, подобно «классикам», причинно-следственный анализ, как бы повторили своих предшественников. Речь идет о том, что приверженность каузальному подходу привела и тех и других к признанию стоимости (ценности) товарных благ в качестве исходной категории экономического исследования. Правда, с одной существенной разницей: «классическая школа» считала первичной в экономике сферу производства и источником формирования стоимости издержки производства, а «субъективная школа» считала первичной сферу потребления и обусловленность цен полезностью товаров и услуг.

В свою очередь маржиналисты второй волны, ставшие родоначальниками неоклассического направления экономической теории, благодаря замене каузального подхода функциональным исключили из «поля зрения» экономической науки существовавшую почти 200 лет дилемму о первичности и вторичности по отношению друг к другу сфер производства и потребления, а соответственно, и споры о том, что лежит в основе стоимости (цены). Неоклассики, образно говоря, «объединили» сферу производства и сферу потребления в объект целостного системного анализа, распространив характеристику предельных экономических величин еще и на сферы распределения и обмена. В результате произошло естественное объединение обеих теорий стоимости (издержек «классиков» и полезности «субъективистов») в одну двухкритериальную теорию, базирующуюся на одновременном соизмерении и предельных издержек, и предельной полезности.

В отличие от первого этапа «маржинальной революции» на втором ее этапе наряду с функциональным методом экономического анализа всемерно утвердился и метод математического моделирования экономических процессов как средство реализации концепции об экономическом равновесии на уровне микроэкономики, т.е. отдельных хозяйствующих субъектов, из-за чего у неоклассиков незаслуженно из предмета экономической науки вплоть до 30-х гг. XX в. выпала проблематика факторов роста экономики и макроисследования. Но при этом маржиналисты последней трети XIX в., а затем и их последователи в первой трети XX в. по-прежнему полагали, что экономический рост благодаря «свободной» конкуренции поддерживается автоматически, и продолжали разделять несостоятельный в действительной жизни «закон рынков» Ж.Б. Сэя с его главной идеей о саморегулируемости и равновесности экономики.

Однако, признавая математизированную специфичность маржинальной экономической науки, не будет лишним напомнить читателю о предостережениях на этот счет, высказанных некоторыми широко известными учеными-экономистами современности. Так, например, В. Леонтьев пишет: «Не будучи с самого начала подчинены строгой дисциплине систематического сбора данных, в отличие от своих коллег, работающих в естественных и исторических науках, экономисты приобрели почти непреодолимую склонность к дедуктивному анализу или дедуктивной аргументации. Многие экономисты пришли из «чистой» или прикладной математики. Каждая страница экономических журналов пестрит математическими формулами, которые ведут читателя от более или менее правдоподобных, но абсолютно произвольных предположений к точно сформулированным, но не относящимся к делу теоретическим выводам.

Ничто так красноречиво не говорит об антипатии большинства современных экономистов-теоретиков к систематическому изучению, как те методологические средства, которые они используют для того, чтобы избежать или сократить до минимума применение фактической информации». А по мнению М. Алле, «нельзя быть хорошим физиком или экономистом по той единственной причине, что обладаешь некоторыми знаниями и навыками в области математики», и потому «никогда не будет лишним повторить следующее: для экономиста, как и для физика, основная задача -- это не использование математики ради нее самой, а ее применение в качестве средства исследования анализа конкретной реальности; задача, следовательно, состоит в том, чтобы никогда не отрывать теорию от ее применения». И этот перечень предостережений достаточно велик.

Неоклассики переняли у «первых учителей экономической науки», т.е. у классиков, главное -- приверженность принципам экономического либерализма и стремление «держаться чистого знания»18 или, как еще говорят, «чистой теории» без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений. Поэтому признавая, что маржиналисты «второй волны» в отличие от маржиналистов «первой волны», да и в отличие от классиков расширили предмет исследования (прибегнув для этого в противоположность своим предшественникам к качественно новому методологическому инструментарию, как-то: системный, благодаря возможностям математики и замене каузального и классификационного анализа, подход к исследованию хозяйственного механизма; функциональная характеристика взаимосвязи и взаимообусловленности экономических показателей), надо признать и обратное: неоклассики в то же время сузили предмет своего исследования из-за намеренного изъятия из круга теоретико-методологических задач экономической науки проблематики как социальной, так и макроэкономической направленности.

По этому поводу М. Блауг высказал следующее критическое суждение: «Ограничив предмет экономической теории, неоклассики открыто признались в своей некомпетентности за пределами поставленных ими границ и, таким образом, исключили из своей дисциплины не только ряд выводов на уровне здравого смысла, но и несколько ценных идей. Легко убедиться, что во второй половине XIX в. отношение экономистов к проблемам роста было весьма спокойным: вполне естественно, что такой автор, как Маршалл, полагал, что экономический рост будет поддерживаться автоматически, если «свободная» конкуренция в сочетании с минимальным государственным контролем обеспечит подходящую социологическую среду. В результате экономическая теория осталась без концепции роста или развития...»

4. Методологические принципы маржинализма

Многие исследователи утверждают, что в отличие от представителей классической школы, для которых основные теоретические проблемы состояли в определении причин богатства наций и экономического роста («как государство богатеет») и распределения дохода между общественными классами, маржиналисты ставили во главу угла проблему эффективной (оптимальной) аллокации данных, существующих ресурсов. Однако нельзя утверждать, что такую цель маржиналисты ставили перед собой сознательно. Правильнее сказать, что предпосылка эффективной аллокации ресурсов неосознанно закладывалась в фундамент маржиналистской теории. При этом ее подход отличался следующими вытекающими друг из друга методологическими особенностями .

1. Методологический индивидуализм. В отличие от холистического подхода меркантилистов и классиков, которые мыслили в таких категориях, как страны и классы, маржиналисты придерживались методологического индивидуализма, т.е. объясняли общественные (в данном случае экономические) явления поведением отдельных индивидов. Общество в целом представлялось маржиналистам как совокупность атомистических индивидов.

2. Статический подход. Маржиналистов интересовал не динамический, а статический аспект экономической системы, не процесс, а архитектоника, не то, как изменяется экономика, а то, как она устроена. Изменение и динамика в этой теоретической системе трактовались как последовательность дискретных статических состояний (так называемая сравнительная статика). Маржиналистам не давал покоя вопрос, поставленный и в общих чертах решенный еще Смитом в «Богатстве народов»: как может существовать и не разрушаться система, состоящая из преследующих свой собственный интерес индивидов.

3. Равновесный подход. Маржиналисты стремились исследовать не просто статическое, а именно равновесное состояние, устойчивое к краткосрочным изменениям экономических переменных.

4. Экономическая рациональность. Состояние индивида является равновесным, если оно для него в данных условиях наиболее выгодно по сравнению с возможными альтернативами, т.е. оптимально. Маржиналисты как бы стремились ответить на вопрос: «Как устроен мир, если он устроен оптимально?» Поэтому не случайно важнейшими для маржиналистской теории являются предпосылки максимизации хозяйственными субъектами своих целевых функций: полезности для потребителей (домохозяйств) и прибыли для производителей (фирм). Иными словами, предпосылкой маржиналистской теории является рациональное поведение хозяйственных субъектов.

5. Предельный анализ. Центральное место в аналитическом арсенале маржинализма занимают предельные (marginal) величины, характеризующие дополнительное единичное или бесконечно малое приращение благ, доходов, трудовых усилий и т.д., от которых сама «революция» получила свое название. По сути дела, с помощью предельных величин конкретизировался принцип максимизации целевой функции: если добавление дополнительной единицы потребленного или произведенного блага не увеличивает общего уровня полезности или прибыли, значит, исходное состояние уже является оптимальным и равновесным.

6. Математизация. Принцип максимизации позволил трактовать экономические проблемы как задачи на нахождение условного экстремума и применять дифференциальное исчисление и другие математические инструменты анализа.

5. Причины и последствия маржиналистской революции

Казалось бы, можно сделать вывод, что маржиналистская революция и особенно ее датировка 1870-ми годами -- это в какой-то мере следствие «оптического обмана», явление, заметное только при ретроспективном взгляде с большой исторической дистанции и обязанное случайному совпадению выхода в свет трех выдающихся книг. Однако вместе с тем следует отметить, что именно произведения трех «революционеров» 1870-х годов и их последователей определили новый облик господствующего течения в экономической науке. Это заставляет нас предположить, что победа маржинализма именно в тот период имела закономерный характер.

Предпосылки этой победы следует искать, как представляется, не в экономической и социальной действительности, ведь экономические, социальные и политические условия Англии, Австро-Венгерской монархии и Швейцарии 1870-х годов имели мало общего.

В рамках марксистской литературы распространилась точка зрения, согласно которой маржиналистская теория выполняла в капиталистическом обществе «идеологическую» функцию -- функцию оправдания существующего общественно-экономического порядка (status quo).

Напомним, что если классическая политическая экономия придерживалась пессимистических взглядов на будущее капитализма, то маржиналистская теория, работающая с оптимальными равновесными состояниями, как бы неявно исходит из того, что существующий порядок обеспечивает эффективную аллокацию ресурсов. В то же время маржинализм является весьма абстрактной теоретической системой, так что оправдание status quo (если его можно там найти) находится не на практическом, а на чисто философском уровне. Показательно, что лидеры маржинализма имели самые различные политические взгляды от либеральных (Менгер) до близких к социалистическим (Вальрас, Визер). В этой связи вряд ли можно согласиться с тем, что маржинализм был выдвинут как идеологическая альтернатива экономическому учению марксизма, выросшего из классической теории Рикардо.

Причины победы маржиналистской революции лежат скорее внутри самой экономической науки. Решающее значение здесь имела «экономность» маржиналистской теории, применяющей одинаковые принципы исследования и аналитический инструментарий к любым хозяйственным (и, как окажется впоследствии, не только хозяйственным) явлениям и проблемам. Эта универсальность метода и инструментов анализа, формирование единого языка экономической теории -- предельного анализа, возможность ее формализации безусловно сыграли огромную роль в прогрессе и профессионализации нашей науки и привели к образованию мирового научного сообщества экономистов. Не случайно именно к периоду после маржиналистской революции относятся создание национальных экономических ассоциаций и профессиональных журналов в Англии, США и других странах. Однако не следует забывать, что ценой, заплаченной за достижение этой цели, стал более абстрактный уровень анализа, чем у классической и исторической школ, радикальное упрощение образа человека (как рационального максимизатора) и образа мира (как равновесного состояния).

Ранний маржинализм принято разделять по «языковому признаку» (как уже упоминалось, перевод экономических книг на иностранные языки в то время был редкостью) на три основные «школы»: немецкоязычную австрийскую или венскую (Менгер, Бём-Баверк, Визер), франкоязычную лозаннскую (Вальрас, Парето) и англоязычную, с которой дело обстоит наименее ясно. Обычно в эту группу включаются У.С. Джевонс, Ф.И. Эджуорт и Ф.Г. Уикстид, иногда добавляются Маршалл и его последователи из Кембриджа (и тогда школу называют Кембриджской, хотя первые трое названных экономистов не имели к Кембриджу никакого отношения) или Дж.Б. Кларк (в этом случае школу называют англо-американской). Эти «школы» обладают большой спецификой и заслуживают отдельного рассмотрения.

маржинализм революция экономический

Заключение

1870 годы произошла маржинальная революция в экономической науке, и возникли главные экономические школы. Маржинальная школа экономики порвала преемственность с предшествовавшей классической школой экономики, экономические школы.

Маржинализм -- общее главное направление современной западной экономической идеологии. Он начал формироваться более ста лет назад и прошел ряд ступеней, представленных многими разновидностями, течениями современной экономической мысли.

У разных авторитетов этого течения экономической мысли главными оказываются те или иные принципы маржинализма. Последующие авторы преодолевают важные идеи предшествующих. Маржинализм, в целом, динамичен, не устойчив, противоречив. В нем идет борьба по поводу, чаще всего, несущественных аспектов экономики.

В целом и конкретнее, формирование ядра маржинализма можно представить следующим образом:

В 60-70 годы Х1Х века в качестве реакции на господство марксизма в широких кругах и на доминирование исторической школы Германии возникает маржинализм. Новым в этой экономической школе был ряд моментов, из них выделим четыре:

1. Происходит сужение предмета исследования, отказ от широкого подхода к экономике и сосредоточение на анализе лишь отдельных экономических аспектов. От учета многоукладности экономики перешли к анализу только наиболее развитой формы рынка (абстрагируясь от натуральной экономики, присваивающего природопользования, простых форм рынка и т.п.). Маржиналисты изучают поведение индивида в условиях современного рынка -- минимизацию им издержек и максимизацию прибыли.

2. Маржиналисты широко применяют математические методы для описания, моделирования экономических процессов. Это, несомненно, важно и преемственно по сравнению с Кенэ и Марксом. В то же время это порой ведет к схоластическому манипулированию числами. Обычно маржиналисты гипертрофируют математические методы и игнорируют логические и диалектические основания экономической науки.

3. Маржиналисты сделали упор на изучении предельных величин в экономических процессах, что и дало название этой школе -- маржинализм. Это развитие наметившейся ранее тенденции и должно быть интегрировано экономической теорией.

4. Маржиналисты широко используют психологию для объяснения экономики.

Главное у маржинализма - ценность товаров определяется не количеством труда, которое было затрачено на их производство, как считал Смит, и даже не издержками производства, как считал Миль, а зависит от субъективных психологических особенностей восприятия товара покупателем. Восприятие покупателями ценности товара индивидуально и зависит от полезности, которую может принести покупателю данный товар. Полезность же товара зависит от системы потребностей и уже имеющегося запаса товара. Система потребностей ранжируется по критерию нуждаемости в товарах разного рода (например, питание нужнее одежды). Одновременно, каждый следующий товар данного вида обладает для потребителя все меньшей и меньшей полезностью. Соответственно цена товара будет падать по мере роста запаса товаров и насыщения потребителя.

Из экономических школ обычно вытекают практические рекомендации политикам, практиками. Маржинализм считает свой подход «чистой теорией» и не ведет ни к каким рекомендациям экономике - бесплоден с этой точки зрения. В то же время, его представители внесли большой вклад в развитие экономической науки.

Литература

1. Современные экономические теории запада, под ред. Марковой А.Н., Финстатинформ, 1996 г.

2. История экономических учений, Ядгаров, ИНФРА-М, 2000 г.

3. Человек и его дело. Основы рыночной экономики, ОЛМА-ПРЕСС, 2003 г.

4. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник, Юристь, 2001. -- 574 с.

5. Розмаинский И.В., Холодилин К.А. История экономического анализа на Западе. СПб., 2000.

6. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах. Юрист, 1998 г.

7. История экономических учений, под ред. Автономова, ИНФРА-М, 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Предпосылки и этапы маржиналистской революции 70-х гг. XIX века как победы нового экономического мышления. Методологические принципы маржинализма, его последствия. Проникновение западных экономических идей в Россию, распространение маржинализма.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2014

    Сущность переворота, получившего название "субъективной" революции или революции "предельной полезности", в экономической теории. Маржиналистская революция и характерные черты теории предельной полезности. Особенности австрийской школы маржинализма.

    реферат , добавлен 03.03.2010

    Классическая политическая экономия. Сущность маржиналистской революции. Переворот в методах анализа. Революция в теории ценности. Английская и Лозаннская школы маржинализма. Этапы "маржинальной революции". Закон убывающей предельной полезности.

    контрольная работа , добавлен 16.07.2009

    Изучение основных ранних экономических воззрений, классической политической экономии и современных теорий. Описания особенностей меркантилизма, маржиналистской революции и кейнсианства. Характеристика общей теории занятости, процента и денег Д. Кейнса.

    презентация , добавлен 04.12.2011

    Анализ моделей поведения в условиях совершенной конкуренции. Изучение экономической природы, причин возникновения, последствий и методов регулирования (административные, косвенные) монопольного рынка. Ознакомление с международным опытом демонополизации.

    лекция , добавлен 04.03.2010

    Изучение основных воззрений представителей классической школы. Теории стоимости и заработной платы В. Петти. Экономическая система А. Смита. Исследование особенностей этапов "маржинальной революции". Характеристика австрийской и англо-американской школ.

    реферат , добавлен 28.04.2015

    Нормативно-правовая база по безработице в Российской Федерации. Изучение кейнсианской теории занятости. Причины социально-экономических, политических и психологических последствий безработицы. Состояние и разработка прогнозных оценок рынка труда.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2014

    Исследование основных видов, причин возникновения, социальных и экономических последствий безработицы. Анализ состояния уровня безработицы в Российской Федерации. Методы борьбы с ней. Изучение особенностей рынка труда. Принципы и виды занятости населения.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Изучение понятия и сущности безработицы, причин её возникновения. Классификация видов и специфика безработицы. Обзор государственной политики Японии в области занятости. Мероприятия по регулированию социально-экономических последствий безработицы в РФ.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2013

    Изучение теории потребительского поведения и особенностей ее развития на современном этапе. Обобщение направлений теории потребительского поведения, а также рынка и условий его появления. Подходы к анализу спроса, экономических и неэкономических благ.

В 70-х годах XIX века в экономической теории произошла маржиналистская революция. Изменилась методология экономического анализа. Если до этого экономическая теория оперировала средними величинами, то теперь - предельными, то есть приростными величинами. Если Смит, Маркс и другие анализировали исключительно меновую ценность, то теперь полноправным объектом анализа становится потребительская ценность, полезность блага . Если ранее экономическая наука игнорировала субъекта рынка, его желания, его оценки благ, то теперь субъективно-психологический подход становится необходимым условием анализа рынка, экономики. Это позволило повысить практическую значимость экономической науки, особенно теории ценности хозяйственных благ.

Революцию в науке совершили три экономиста , которые, расходясь в методе науки, пришли независимо друг от друга к близким выводам: К. Менгер в Австрии, У. Джевонс в Англии, Л. Вальрас в Швейцарии. К. Менгер и его последователи (О. Бем-Баверк , Ф. Визер) использовали исключительно каузальный (причинно-следственный), вербальный (словесный) анализ. Джевонс, Вальрас, Эджуорт , Парето , Викселль , Уикстид и другие представители математической школы применили к анализу экономики математический аппарат (дифференциальное исчисление).

При таком подходе в центре экономического анализа оказывается индивид, максимизирующий свою полезность при фиксированном доходе, и фирма, максимизирующая свою прибыль и минимизирующая издержки производства. На первый план выдвинулась статическая задача: как достигнуть равновесия в экономике при данных ограниченных ресурсах и достичь максимума благосостояния для всех, то есть центральной проблемой экономики становится проблема эффективного распределения и использования ресурсов.

Субъективная теория ценности вытеснила концепцию трудовой ценности, признанную ошибочной. Теория вменения (Ж.Б. Сэй , Дж.Б. Кларк , Ф. Уикстид) опровергла теорию прибавочной ценности. С маржиналистской точки зрения не ценность труда (или затрат других ресурсов) определяет ценность продукта, а, напротив, ценность продукта определяет ценность затраченного труда. Ценность станка определяется ценностью произведенного посредством его предмета потребления (если последний признан покупателем), а не наоборот.

У маржинализма были многочисленные предшественники: А. Курно , Й. Тюнен , Ж. Дюпюи, Г. Госсен и др. Однако только на определенном этапе развития науки и общества их идеи получают признание. Огромный вклад в развитие экономической науки внес английский экономист Альфред Маршалл .

Альфред Маршалл (1842-1924 гг.) - одна из ключевых и значимых фигур в истории экономической науки. Маршалл соединил концепцию экономического либерализма А. Смита , Ж.Б. Сэя с маржинализмом. Возникшее направление в экономической науке получило название неоклассицизма . Он определил, что спрос определяется предельной полезностью , а предложение - предельными издержками . Сформулировав законы спроса , предложения , спроса и предложения, Маршалл построил модель ценообразования (крест Маршалла), имеющую не только теоретическую, но и практическую значимость. Широко используются в теории введенные им понятия эластичности спроса по цене , квазиренты (излишки покупателя и продавца), принципы возрастающей и убывающей отдачи . Опубликовав в 1890 году свою главную работу "Принципы экономики", он ввел новое название экономической науки - "экономикс", вытеснившее в англоязычных странах термин "политическая экономия". Экономикс Маршалла анализирует поведение потребителя и производителя, цены, доходы. Это наука об использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей. Позднее такая наука получила название "микроэкономика". К концу XIX века идеи Маршалла получают всеобщее признание. "Принципы экономике" становятся библией экономистов, как до этого такой библией были "Основы политической экономии" Дж.Ст. Милля . Однако уже в начале XX века возникает "бунт" против неоклассицизма.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.


Добавить в закладки

Добавить комментарии

В результате изучения материала главы студент будет:

знать

  • социально-экономические предпосылки возникновения маржинализма;
  • основных предшественников и представителей маржиналистской революции;
  • систему научных взглядов школы маржинализма;
  • сущность изменений в представлении об экономике, характерные для маржинализма;
  • теории, предшествующие маржиналистской революции;

уметь

  • охарактеризовать вклад школы маржинализма в развитие экономической теории;
  • определить взаимосвязь теоретических взглядов предшественников маржинализма и их последователей;
  • идентифицировать идеи предшественников маржинализма относительно основных экономических категорий;
  • анализировать внешние и внутренние причины изменений в экономической науке;

владеть

  • понятийным и категориальным аппаратом школы маржинализма;
  • экономическим кругозором в области прогрессивной экономической мысли Европы в XIX в.

Истоки и причины маржиналистской революции

Исторический экскурс

Маржиналистская революция, ознаменовавшаяся появлением независимо друг от друга в 1871–1873 гг. прорывных произведений К. Менгера (австрийская школа), Л. Вальраса (Лозаннская школа) и У. Джевонса (англо-американская школа), оказалась настолько радикальным событием, что наука поменяла даже свое имя: начиная с У.-С. Джевонса и А. Маршалла, в англоговорящих странах ее стали называть "Экономикс" (economics ) вместо политической экономии (political economy).

Хронологически маржиналистскую революцию принято связывать с выходом в свет трех книг: "Теории политической экономии" У.-С. Джевонса и "Оснований политической экономии" К. Менгера в 1871 г., а также "Элементов чистой политической экономии" Л. Вальраса в 1874 г.

Одновременно и независимо друг от друга вышедшие в трех странах – Англии, Австрии и Швейцарии – с совершенно разными социально-экономическими условиями и традициями экономической мысли, эти три книги имели фундаментальное сходство, позволившее потомкам назвать их авторов основателями маржиналисг- ской теории. Это сходство относилось к новому взгляду на то, в чем состоят основные проблемы экономической науки и какими методами их следует решать.

В конце XIX в. происходит переоценка ценностей классической школы и возникает новый период формирования маржиналистской теории (фр. marginalisme, от лат. marginal – предельный). В этот период происходят резкие теоретические и методологические сдвиги в экономической теории и предельные категории становятся основным инструментом маржинализма.

В ходе маржиналистской революции появляется господствующая ныне микроэкономическая теория, изложенная во всех учебниках экономике. Маржинализм осуществляет переоценку ценностей классической политической экономии.

Во-первых, в отличие от классиков, занимавшихся исследованием объективных экономических закономерностей развития общества , маржиналисты сосредоточили свое внимание на изучении мотивов поведения различных субъектов рыночной экономики.

Во-вторых, в противоположность классической теории трудовой стоимости были разработаны три концепции маржинального экономического анализа : предельной полезности, предельной производительности и равновесной цены.

В-третьих, в отличие от классиков, оперировавших средними величинами, маржиналисты во главу угла ставили величины предельные.

В-четвертых, если классики анализировали социально-классовую структуру общества, то маржиналисты придерживались нейтральной позиции в социальных вопросах и выступали за некую "чистую" экономическую науку.

Наконец, в-пятых, классики опирались главным образом на метод научного абстрагирования, в то время как маржиналисты широко использовали математические методы, в том числе дифференциальные уравнения .

К причинам маржиналистской революции можно отнести комплекс факторов, внешних для экономической науки: спад экономической активности 70–80-х гг. XIX в., обострение борьбы за рынки сбыта как внутри стран, так и на мировом рынке, монополизация рынков, появление вертикальной интеграции, дифференциации товаров и услуг. В результате произошло изменение экономического поведения:

  • для фирмы теперь стало важно не то, сколько производится товаров, а то, каков их сбыт, то, как они находят спрос на рынках;
  • соответственно фирмам необходимо не просто наращивать производство, а исследовать потребности, покупательную способность населения;
  • для сбыта стало нужно предлагать разнообразные товары, условия поставок, обслуживания, так как потребитель хочет не просто как-то удовлетворить свои первичные потребности, а требует индивидуализированного подхода;
  • потребление – не часть производства, а самостоятельная сфера, которая определяет направление производства, расходования ресурсов. Если понять правила потребительского выбора, то можно выиграть в конкуренции, удержать рынки.

Изменился и подход к исследованиям экономики:

  • переход от поисков сущности явлений к выяснению закономерностей функционирования системы в целом для того, чтобы выявить взаимосвязи всех элементов и иметь возможность изменить их в свою пользу;
  • цель исследования – не поиск истины в философском смысле, а выяснение эффективных способов использования знаний для эффективных действий экономических субъектов;
  • выяснение не причинно-следственных связей, а функционального взаимодействия элементов системы;
  • системный подход: выявление условий равновесия в закрытой системе взаимосвязанных элементов. Равновесие составляет главное условие достижения эффективности: ни один из участников экономических действий не заинтересован менять принятое решение.

Маржиналистская революция, развернувшись в 70–80-х гг. XIX в., была подготовлена в работах немецких и французских экономистов первой половины XIX в.

Исторический экскурс

Несмотря на осуществленный настоящий прорыв в экономическом анализе, у мар- жиналистской революции были предшественники. Если относить к ним всех мыслителей, объяснявших меновую ценность благ комбинацией их полезности и редкости, то начинать следует еще с Аристотеля. Эта традиция продолжалась в работах средневековых схоластов, меркантилистов (Кондильяк и др.). Однако ее представители не дошли до использования категории предельной полезности. В рамках этой традиции был разрешен и знаменитый "парадокс воды и алмаза": жизненно необходимая вода, как правило, ценится ниже в сущности ненужного алмаза. Этот парадокс, используемый критиками теории, объясняющей ценность полезностью, был разрешен Джоном Ло еще в 1705 г.

Если же рассматривать предшественников маржинализма более узко и причислять к ним только тех экономистов, которые разрабатывали основные идеи предельного анализа, то следует отметить, что в первой половине XIX в. эти идеи возникали в разных странах Европы. Такие концепции маржинализма, как закон убывания предельной полезности, потребительский излишек, предельная производительность и т.д., были сформулированы в 1830–1850-е гг. Р. Дженнингсом, С. Лонгфилдом и П. Ллойдом в Англии, Ж. Дюпюи и О. Вальрасом (отцом Л. Вальраса) во Франции, Г.-Г. Госсеном и И. Тюненом в Германии.

Такое распределение национальных исследований неслучайно. Критика классической школы политической экономии развернулась в XIX в. в основном в континентальных европейских странах. Историческая особенность экономического развития Франции, Германии, России, традиции меркантилизма и камерализма в формировании и преподавании экономической теории, внимание к изучению исторических особенностей функционирования национальной экономики в мировоззрении элиты этих стран: все предопределило поиск самостоятельных путей развития экономической теории, "отталкивания" от классической традиции, которая ассоциировалась с английской философией, особенностями развития английской экономики, общества в Англии.

В Германии критика английской школы классической политической экономии сосредоточилась на исторических предпосылках формирования хозяйства и общества, дошла до отрицания универсальных объективных законов развития общества в целом, дедуктивной методологии в исследовании экономики. В мировоззрении элиты господствующие позиции заняли историзм и эмпиризм, в преподавании теории хозяйства – подход с точки зрения решения прикладных задач: финансовая и денежная политика, высота таможенных тарифов, перераспределение доходов.

Во Франции развитие экономической науки шло как по линии все большей абстрактности (использования математических, количественных методов) в анализе экономики, так и усиления социальных, психологических, нормативных и даже утопических мотивов в экономических теориях. В методологии особое внимание уделялось рациональному и математическому подходу.

  • При раскрытии темы авторы использовали материал: Сычев Н. В. Очерки истории экономических учений. М.: Изд-во ГУУ, 1998.

Введение.......................................................................................................... 2

1. Общая характеристика маржинализма...................................................... 3

2. Теория процента Бем-Баверка.................................................................... 6

3. Теория предельной производительности Дж. Кларка.............................. 7

4. Теория частичного равновесия А. Маршалла......................................... 10

5. Л. Вальрас и создание модели общего экономического равновесия..... 12

Заключение.................................................................................................... 14

Список используемой литературы............................................................... 15

В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии кризиса, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Самым слабым местом классической школы было то, что она слабо была сориентирована на субъекта-потребителя, ради которого осуществляется производство. Взгляд классической школы был прикован к производителю.

Выход из кризиса нашли маржиналисты. Это направление экономической мысли возникло в последней трети XIX в. В центре данной системы стоит субъект с его потребностями. В ней потребитель - всему голова.

Маржиналистская революция проходила в два этапа. Первый этап охватывает 70-80-е годы XIX в., второй этап (1890-е гг.) получил название неоклассической школы. Многие ученые начинали маржиналистскую революцию, а затем способствовали созданию более глубокой неоклассической теории. Маржиналистскую революцию осуществила блестящая плеяда таких ученых, как Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914), Уильям Стенли Джевонс(1835-1882), Френсис Эджуорт (1845-1926), Леон Вальрас (1834-1910), Джон Бейтс Кларк (1847-1938), Альфред Маршалл (1842-1924) и др.

У маржиналистов были свои предшественники. Первым из основоположников предельного анализа был Иоган фон Тюнен (1783-1850), разработавший теорию предельной производительности. Пионерами предельного анализа были Антуан Огюстен Курно (1801-1877), написавший книгу "Математические основы теории богатства"; Жюль Дюпюи, занимавшийся проблемой измерения полезности общественных услуг; Герман Госсен (1810-1858), сформулировавший законы предельной полезности. Однако труды зачинателей предельного анализа остались невостребованными обществом. Все добытое ими пришлось открывать вновь, но их достижения вошли в современную экономическую теорию.

Среди важнейших элементов маржинализма как направления экономической науки следует выделить следующие.

а) Использование предельных (т.е. приростных) величин. Само слово «маржинализм» происходит от латинского margo, что означает край, предел. Маржиналистов интересует то, насколько изменится та или иная величина при изменении другой величины на единицу. В этом смысле весьма удобным оказывается использование дифференциального исчисления, в котором все построено на соотношении приростов разных величин.

б) Субъективизм, т.е. подход, при котором все экономические явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта. Недаром маржинализм иногда называют субъективной школой экономики.

в) Гедонизм хозяйствующих субъектов. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

Именно эти три особенности привели к тому, что постепенно сменилось понимание предмета экономической науки. После Маржиналистской революции экономическая теория из науки о материальном богатстве превратилась в науку о рациональном поведении людей.

Другими важными свойствами маржинализма являются следующие.

г) Методологический индивидуализм. Согласно этому методологическому принципу, закономерности функционирования хозяйства в целом выводятся из поведения отдельно взятого хозяйствующего субъекта. Как писал один из творцов Маржиналистской революции К. Менгер, «то наблюдение, которое мы сперва сделали над изолированным индивидом, а затем над маленьким обществом, временно отделенным от остальных людей, равным образом относится и к более сложным отношениям народа и человеческого общества вообще» .

д) Статичность. Маржиналисты потеряли интерес к «законам движения» капитализма, которыми занимались классики. Акцент экономических исследований после Маржиналистской революции сместился к изучению использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени.

е) Замена причинно-следственного анализа функциональным. Это также стимулировало применение в экономической науке математических методов.

ж) Ликвидация приоритета сферы производства, характерного для экономического анализа классиков. Вместо этого на ранней стадии своего развития маржинализма акцент был перенесен на сферу потребления.

з) Акцент на применении дедуктивных методов исследования в противоположность историзму и индукции.

и) Восприятие рыночной экономики как равновесной системы (хотя последнее было не характерно для австрийской школы маржинализма). Эта равновесность неразрывна связана с рациональным оптимизирующим поведением, поскольку неравновесные состояния экономики - т. е. те состояния, которые не удовлетворяют рациональных хозяйствующих субъектов - корректируются их действиями и приводятся к равновесию.

Анализ общей характеристики маржинализма позволяет предположить, что в какой-то степени маржинализм явился реакцией на теорию классической школы и, в первую очередь, на ее подход к теории ценности; согласно классическим теориям ценности (как трудовой теории ценности, так и теории факторов производства), ценность того или иного блага определялась почти исключительно объективными факторами, а именно издержками его производства. Впрочем, некоторые классики (такие, как А. Смит или Ж. Б. Сэ) указывали на немаловажную, по их мнению, роль полезности в установлении ценности блага. Но наука очень часто развивается в результате недопонимания идей предшественников или пренебрежения этими идеями. Таким образом, появляется маржинализм, представители которого полагали, что они открывают нечто принципиально новое. И в известной мере они правы - никто до них не делал такого сильного акцента на субъективных факторах (предпочтениях отдельного человека) ценности. Возможно, в этом отношении они пустились в некоторые крайности.

По мере своей дальнейшей эволюции маржинализм «избавлялся» от некоторых из этих крайностей и при этом заимствовал некоторые элементы классической политической экономии. Впрочем, и прежде отдельные подобные элементы присутствовали в учении маржиналистов - например, принцип рациональности (представлявший собой развитие концепции «экономического человека») или приоритет дедуктивного метода исследования. Но на втором или позднем этапе своего развития маржинализм в еще большей степени дополнился компонентами учения классической школы.

На этой стадии эволюции маржинализм незаметно трансформировался в неоклассику или неоклассическую школу, которая стала «сердцевиной» магистрального направления экономической науки в III, современный период ее существования. В этом периоде, как отметил известный методолог Л. фон Мизес, доминирующей стала следующая трактовка предмета экономической науки: « сферы рациональной и экономической деятельности... совпадают... Всякая экономическая деятельность рациональна... Ясно, что область «экономического» есть то же, что область рационального» .

Перейдем к рассмотрению конкретных положений основных маржиналистских концепций. Начнем с описания концепции австрийского экономиста Е. Бем-Баверка (теории процента).

Теория процента присутствует в зачаточном состоянии у Сениора (процент - как плата “за воздержание”) и у Дж. Милля. Бем-Баверк рассмотрел теорию процента в работе “Капитал и прибыль” (1879 г.). Эта теория характеризуется в отличие от вышеуказанных теорий стройностью и законченностью. Бем-Баверк объясняет процент, используя общий для австрийской школы принцип “убывающей предельной полезности” и концепцию альтернативных затрат. Эту теорию он называет иногда “психологической теорией процента”.

Процент, по Бем-Баверку, возникает из-за отказа от текущего дохода в пользу будущего. В обществе всегда есть люди, готовые заплатить за удовольствие иметь деньги сегодня. Возможность иметь доход сегодня, а не в будущем, получает свою оценку, которая и есть норма процента. Но почему люди готовы платить за обладание благами сегодня? Ответ на этот вопрос коренится в недооценке людьми будущего, проистекающей из-за недостаточно развитого воображения, скоротечности жизни и неуверенности в завтрашнем дне. Появляется избыточный спрос на потребительский кредит, что приводит к положительной норме процента. Согласно закона “убывающей предельной полезности” в динамично развивающейся экономике (что предполагает рост доходов населения) норма процента будет всегда положительной. Люди максимизируют полезность на протяжении всей жизни, и тогда в условиях растущего дохода прирост текущего потребления дает больше пользы, чем прирост потребления в будущем.

Величина процента определяется и чистой производительностью капитала, т.е. его способностью приносить определенный избыток продукта сверх затрат на создание и эксплуатацию. Процент как раз и изменяет дополнительный прирост продукции и служит показателем “чистой производительности капитала”.

Интересным моментом в теории процента Бем-Баверка является то, что он рынок капиталов рассматривает как рынок авансов, на котором сегодняшний доход обменивается на будущий, а ставка процента выражает условия, на которых индивидам доступны эти альтернативы. У Бем-Баверка капитал представлен в виде средств существования, авансируемых рабочим. Таким образом, норма процента определяется при обмене труда на предметы потребления. Рабочие недооценивают будущее, так как не могут долго ждать плодов своего труда и потому результаты чистой производительности капитала присваиваются его собственником. У Бем-Баверка процент выступает как награда за ожидание, и показатель чистой производительности капитала.

Маржиналистская революция – это быстрый процесс внедрения в экономическую теорию предельных величин: предельной полезности и предельной производительности. Началась в западной экономической теории в последней трети XIX в. (70-90-е гг.). Началом маржиналистской революции принято считать работу Леона Вальраса «Элементы чистой политической экономии» (1874, Лозанна). Второй этап открывается трудом Альфреда Маршалла «Принципы экономической теории» (1890), третий – книгой Джона Бейтса Кларка «Распределение богатства» (1899).

Существует 2 метода изучения маржиналистской революции: книжный (поэтапный) и школьный.

Школы маржинализма:

· Австрийская (Венская)

· Лозаннская (Вальрас и Парето)

· Кембриджская (Маршалл и Пигу)

При этом акцент делается на том, что нового привнесла в экономическую теорию та или иная школа.

Причины маржиналистской революции.

1. Интенсивное развитие капитализма в странах Европы и Америке.

2. Впервые в экономическую теорию вводится высшая математика. Появляется профессия экономиста, в крупных центрах Европы образовалось научное общество экономистов.

3. Развитие науки. Ньютон, Лейбниц создали математический аппарат веком ранее, и чтобы он проник в смежные науки, нужно было время. Идея равновесия взята экономистами из физики.

4. В середине XIX в. от биологии отделяется психология, к которой апеллирует маржинализм. Австрийская школа рассматривала психологические мотивы индивидуального экономического поведения.

5. Отражение материальных потребностей людей в экономике.

6. В связи с интенсивным развитием марксизма необходимо было создать альтернативную теорию.

Согласно точке зрения Худокормова, причина возникновения маржинализма заключается в естественном развитии науки. Классическая политическая экономия искала ответ на вопрос, каковы источники общественного богатства и как оно распределяется между основными классами. Поздний (зрелый) капитализм интересовала проблема эффективности (на микроуровне). Её и решает маржинализм со своим специфическим инструментарием. При этом мысли возникали в разных концах Европы независимо друг от друга.



Маржиналисты не оставили единой позиции по поводу того, каким должен быть экономический анализ – причинно-следственным или функциональным. За первую точку зрения выступали австрийцы, за вторую – американцы и кембриджцы.

Методологии маржинализма в целом было свойственно следующее:

ü субъективистский и внеисторический подход к экономике капитализма

ü отрицание классовой структуры буржуазного общества

ü примат потребления над производством


7. Теоретические новации Австрийской школы.

Старшее (первое) поколение:

Карл Менгер (1840-1921)

Младшее (второе) поколение:

Евгений (Ойген) фон Бём-Баверк (1851-1914). Министр финансов Австрии. Популяризировал идеи австрийцев (интересно писал).

Фридрих фон Визер (1851-1926)

Неоавстрийцы:

Людвиг фон Мизес, Фридрих фон Хайек (единственный из австрийцев, удостоенный Нобелевской премии). Есть четвёртое, пятое, шестое и седьмое поколения.

Вклад школы в экономическую теорию.

Был разрешён парадокс воды и алмазов.

Это сделал К. Менгер с помощью понятий редкости и запасов.

Обозначил проблему Адам Смит. Примитивная теория полезности: «цена тем больше, чем полезнее вещь», что опровергается водой и алмазами. Поскольку вода доступна без труда, она гораздо дешевле алмазов. Современникам Смита это казалось убедительным. Согласно теории предельной полезности, каждое благо полезно для человека по-разному, так как оно может удовлетворить потребности с разной степенью интенсивности.

Расположим потребности, которые могут удовлетворить вода и алмазы, в порядке убывания их значимости (полезности).

Вода:

ü Не умереть

ü Утолить жажду

ü Сварить суп

ü Вымыть обувь в луже

Алмазы:

ü подарок (демонстрация кредитоспособности)

ü стеклорез

ü дать детям поиграть

Кроме того, необходимо учитывать, что каждое благо на Земле существует в различных количествах. Вода не редкая и запасы её огромны, поэтому её хватает на все степени потребностей. А запас алмазов ограничен, и их хватает только на удовлетворение первой потребности.

По Визеру, предельная полезность – это возможность того или иного блага удовлетворить наименее напряжённую полезность. Ошибка Смита заключалась в том, что он оценивал по первой потребности, а надо было по наименее напряжённой. Предельная полезность – основа ценообразования.

Пример Бём-Баверка. Степени полезности пяти мешков пшеницы:

1. Не умереть с голоду.

2. Наесться досыта.

3. Накормить скотину.

4. Сделать хлебную водку.

5. Накормить попугаев.

Если появился рыбак и возникает желание поменяться, то отказываются от наименее напряжённой потребности. Так образуется субъективная ценность. В ходе конкуренции образуется объективная ценность и, наконец, цена.

2. Двояким образом расширился предмет экономической теории:

а) введены субъективные категории (связанные с переживаниями индивида)

Маркс придерживался той точки зрения, что все категории объективны, австрийцы – что все категории субъективны. Таким образом общественное мнение сдвинулось на середину: нужно изучать и то, и другое, и современная экономическая теория говорит, что категории могут быть как объективными, так и субъективными (например, ожидание инфляции).

б) стали изучать потребительский рынок

Критика австрийцев – излюбленная тема марксистов.

Лозаннская школа

Леон Вальрас (1834 – 1910) – основатель Лозаннской школы

Вильфредо Парето (1850 – 1922) – его последователь

Леон Вальрас

Прошел в Лозаннский университет на должность профессора полит. эк. большинством в один голос. Читал след. курсы:

1) чистая политическая экономия (теория)

2) прикладная полит. эк. (конкретные эконом. Дисциплины)

1874г. – “Элементы чистой политической экономии» - основной труд Вальраса, современное название «Теория общего экономического равновесия» говорит само за себя, равновесие в масштабе всей экономики.

Что нового привнес Вальрас?

1) впервые сформулировал принцип экономического равновесия (спрос = предложение), что, впрочем, спорно.

2) Первая схема экономического равновесия:

Центральная фигура – аукционист. Сравнивая спрос и предложение, за несколько итераций он приходит к равновесной цене.

3) Первая математическая интерпретация схемы с применением высшей математики: система уравнений, слева спрос, справа предложение. Эрроу и Дебре потом докажут, что эта система имеет решение => экономическая наука становится математизированной.

Вильфредо Парето

1896 – 1897 – Курс политической экономии.

Что нового?

1) Вывел теорию полезности из тупика. Заменил числовую интерпретацию полезности на порядковую. Вместо кардинализма стал ординализм. Наряду с понятием шкала предпочтений Парето ввел кривые и карты безразличий.

2) Основоположник теории благосостояния. Центральная идея – свободная конкуренция формирует порядок, при котором достигается максимум благосостояния.

Возьмем общество, в котором число людей статично. У каждого набор благ, разрешен обмен. После однократного обмена, если у одного суммарная полезность выросла, а у других не упала, то положение 1 лучше положения 0.

Оптимум – нельзя улучшить, не ухудшив.

Недостатки модели:

a) Общество не статично

b) Отсутствует производство

c) Не учитываются соц. Трансферты

3) Ввел теорию элит («Трактат о социлогии»). Общество – пирамида, в ней слои с разным статусным положением. Выделял элиты в области политики, науки…

Парето ввел концепцию окостенения элит:

· первоначально элита формируется на основе своих заслуг и качеств

· но человек смертен, уходя со сцены, члены элиты оставляют свои привилегии детям и внукам.

· дети росли изнеженными, не боролись за место под солнцем и не обладают необходимой внутренней энергией предков => окостенение элиты.

Методология А. Маршалла

Альфред Маршалл (1842 – 1924) являлся основателем Кембриджской школы (Пигу, Кейнс, Робинсон…)

Маршалл получил наилучшее для своего времени математическое образование. С 1877 года преподавал полит. эк. в различных периферийных универститетах. С 1885 по 1908 – профессор Кембриджа, после чего передал кафедру своему любимому ученику – А. Пигу.

«Принципы экономической теории» - работал на ней около 20 лет.

Завершил маржинальную революцию. Первым написал учебник по теории маржинализма, что свидетельствует о зрелости теории.

Новое от Маршалла

1) изменение предмета и самого названия экономической теории. Вместо политической экономии - «экономика». Политическая экономия – общественная, социальная наука, поиск источников богатства и его распределения между классами. Экономика же делает акцент на микроэкономические проблемы. Основа экономической теории – потребители и производители, экономическая наука более не занимается остросоциальными вопросами, а занимается только экономическими закономерностями.

2) Вместо каузального метода приходит функциональный. Маршалл о каузальном методе: «Цена определяется затратами на пр-во и ценами на др. товары, т.е. цену объясняем ценой.» Каузальный метод бесплоден. Функциональный – ничто не причина, ничто не следствие (взаимное влияние)

3) В центре внимания микро-, а не макроаспекты

4) Широко применял математику, однако почти все выкладки выносил в приложение. Пользовался и графическим методом (крест Маршалла). Однако Альфред не преувеличивал значение математики.

5) Тяготел к приведению примеров.

Теория Маршалла

I. Анализ полезности и спроса

1) Понятие эластичности спроса по цене

2) Понятие потребительского излишка

II. Анализ предложения

1) Убывающая отдача, эффективность от масштаба

III. Равновесная цена

1) Фактор времени в анализе рыночной цены

· Рыночный (мгновенные цены)

· Цены короткого периода

· Цены долгого периода

· Цены очень долгого периода

IV. Другие

1) Идея репрезентативной фирмы

2) Естественная монополия.

Статья Баумоля «Чего не знал Маршалл». Т.е. Маршалл – итоговый экономист 19 в.

С Маршаллом завершается зарождение неоклассического направления (Маршалл – частичное равновесие – в Англии и Вальрас – общее равновесие - в Швейцарии).

Маршалл считал себя учеником Рикардо. Последователи Маршалла объявили его новым классиком (закон предельных издержек – обновление классики).