Основы деятельности центральных банков кратко. Центральные банки и основы их деятельности

13.1. Возникновение и сущность центральных банков

13.2. Задачи и функции центральных банков

13.3. Цели, методы и инструменты денежно-кредитной политики

13.4. Организационная структура центральных банков

13.5. Операции центрального банка

13.6. Роль банковского надзора в обеспечении стабильности банковской системы

13.1. Возникновение и сущность центральных банков

В ранний период развития капиталистических отношений отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Последние широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком. Такой банк получил название эмиссионного или национального, а в дальнейшем – центрального банка (ЦБ), что соответствовало его положению в кредитной системе.

В настоящее время практически во всех странах во главе кредитных систем стоит центральный банк, хотя имеют место и исключения из данной практики. Так, в некоторых странах нет центральных банков, а эмиссионные функции выполняют специально созданные институты, например, Управление денежного обращения (Карренси борд) в Сингапуре, Валютное агентство в Саудовской Аравии. Существует практика функционирования центрального банка, выступающего эмиссионным центром нескольких государств. Например, Банк государств Центральной Африки выполняет функции центрального банка одновременно в пяти африканских странах, в каждой из которых у него свое отделение.

В современном государстве центральный банк является ключевым элементом его финансово-кредитной системы. Он выступает проводником официально денежно-кредитной политики. Сущность банков заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.

Центральный банк подотчетен парламенту или специальной парламентской комиссии. Назначение управляющего центрального банка может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, вправе представить свою кандидатуру.

Независимость центрального банка определяет его роль в экономических и политических процессах в стране. Экономическая независимость предполагает возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении институты без существенных ограничений. Его политическая независимость определяется уровнем самостоятельности в отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

13.2. Задачи и функции центральных банков

Основная задача центрального банка – сохранение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране. Например, центральный банк Германии обязан в соответствии с законом обеспечивать стабильность национальной валюты; Банк Франции – сохранять стабильность цен.

Деятельность Банка России ориентируется, согласно закону, на пять основных задач, согласно которым он призван быть:

эмиссионным центром страны , т. е. пользоваться монопольным правом выпуска банкнот;

органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т. е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;

«банком банков» т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции); осуществлять контроль и надзор;

банком правительства , т. е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.

Для решения этих задач центральный банк выполняет определенные функции. В экономической науке до сих пор нет однозначного подхода к определению функций центральных банков.

Согласно Федеральному закону о «Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ Банк России выполняет следующие функции:

– во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

– монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

– утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

– является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

– устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

– устанавливает правила проведения банковских операций;

– осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

– осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

– принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациями лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

– осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

– регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

– осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

– организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими лицами;

– устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

– принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

– устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

– проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

– осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

– является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

– осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Клиентами центрального банка являются юридические и физические лица. Особенность деятельности центрального банка состоит в том, что она не связана непосредственно с предприятиями реального сектора экономики. Главные клиенты для центрального банка – это кредитные организации; обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, можно только в тех регионах, где нет кредитных учреждений.

Банковские операции центральный банк может выполнять и для представительных и для исполнительных органов центральной власти, местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей. В соответствие с законодательством среди клиентов – физических лиц в Российской Федерации могут быть военнослужащие, служащие Банка России и иные лица.

В международной и внешнеэкономической деятельности клиентами центрального банка выступают центральные банки других стран, международные банки, международные валютно-финансовые организации. .

Клиентом центрального банка может быть и правительство страны, для которого по его поручению проводится прогнозирование денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений. Например, Банк России во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику в стране

13.3. Цели, методы и инструменты денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, на валютный курс, платежный баланс и, следовательно, на состояние экономики страны.

Объективной стороной денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке; субъективной – центральный банк как проводник денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для регулирования массы денег в обращении центральный банк использует денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя их структуру в общей массе денег в денежном обороте. В процессе осуществления кредитной политики центральный банк проводит регулирование денежного оборота посредством кредитной экспансии и кредитной рестрикции.

Благодаря кредитной экспансии центральный банк увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обороте. С помощью кредитной рестрикции центральный банк ограничивает возможности коммерческих банков по выдаче кредитов и уменьшает количество денежных ресурсов в экономике.

Денежно-кредитная политика центрального банка реализуется с помощью определенных методов, которые выражают собой совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Их реализация дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса

В настоящее время Банк России применяет в основном косвенные методы, предполагающие использование рыночных механизмов регулирования.

В зависимости от объекта воздействия методы денежно-кредитной политики классифицируются на: влияющие непосредственно на денежное предложение, и регулирующие спрос на денежном рынке.

Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Методы регулирования денежного предложения зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны. Так, если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то проводится жесткая рестрикционная политика преимущественно методами количественных ограничений.

Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента, с тем чтобы стимулировать или, наоборот, сдерживать инвестицию. Такая политика называется гибкой и в случае ее выбора регулирование денежного предложения будет допускать колебания денежной массы в зависимости от изменения ставки процента.

Спрос на деньги как объект денежно-кредитной политики формируется из спроса на деньги как средство обращения и спроса на деньги как средство сохранения стоимости

Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем номинального ВВП (прямо пропорционально), т. е. чем больше ВВП, тем больше совершается сделок и требуется денег для их реализации.

Спрос на деньги как на средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально). Таким образом, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального валового внутреннего продукта.

Методы денежно-кредитной политики могут быть общими, т. е. воздействующими в целом на состояние кредитных отношений в стране, и селективными , т. е. направленными на регулирование отдельных видов кредита, кредитования отдельных отраслей или предприятий, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д.

Общие методы являются преимущественно косвенными оказывающими влияние на денежный рынок в целом. К общим методам денежно-кредитной политики относятся:

регулирование норм обязательных резервов;

учетная политика, или политика регулирования процентных ставок ЦБ;

операции на открытом рынке, или купля-продажа государственных ценных бумаг.

. Обязательные резервы – установленная часть ресурсов коммерческих банков, которые они в обязательном порядке должны держать на резервном счете в центральном банке. Этот метод предполагает прямое воздействие на величину банковских ресурсов, поскольку увеличение нормы обязательных резервов ограничивает возможности кредитования и депозитной эмиссии.

Обязательные резервы в историческом аспекте рассматривались центральными банками в качестве экономического инструмента, призванного обеспечить коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. В современных условиях изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, или резервных требований, является наиболее простым инструментом, применяемым в целях быстрого регулирования денежно-кредитной сферы, уровня ликвидности банковского сектора.

Механизм действия этого инструмента в следующем: если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению свободных ресурсов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервных меняется величина депозитного мультипликатора. В свою очередь при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Фонд обязательных резервов, создаваемый ЦБ РФ, обеспечивает не столько ликвидность конкретного банка, сколько совокупную банковскую ликвидность. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к сумме средств, привлеченных коммерческими банками, а норма резервирования определяется советом директоров Банка России.

Учетная политика проводится ЦБ посредством установления и пересмотра официальной базовой ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию(переучету ценных бумаг) и ставки по рефинансированию(кредитованию банковских учреждений) .

Ставка по редисконтированию или учетная ставка эта плата взимаемая ЦБ при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты.

Ставка рефинансирования ЦБ является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на процентные ставки по депозитам и кредитам, предоставляемым кредитными организациями юридическим и физическим лицам. Поэтому в своей процентной политике коммерческие банки ориентируются на ставку рефинансирования.

Повышая учетную ставку, центральный банк побуждает коммерческие банки к уменьшению заимствований у него, что приводит к сокращению кредитных операций в стране. Наоборот, снижение ставок делает кредиты доступными и способствует расширению кредитных операций коммерческих банков.

Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций в зависимости от срока, надежности и классности ценных бумаг, а также исходя из сроков кредитования, вида обеспечения кредитов, и т,д., а также проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Изменение ставки рефинансирования влияет на финансовое положение населения: при понижении ставки рефинансирования ЦБ с одной стороны выиграют заемщики, а с другой стороны проигрывают вкладчики российских банков. Ставка рефинансирования всегда доходит почти до уровня инфляции.

По состоянию на 1.11.2012 г. учетная ставка (ставка рефинансирования) Банка России составила 8,25 %.

Операции на открытом рынке – это операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе. Покупая или продавая государственные долговые обязательства, центральный банк воздействует на ликвидность коммерческих банков и других кредитных институтов, уменьшая ее в случае продажи ценных бумаг или, наоборот, увеличивая ликвидные ресурсы банков в случае покупки ценных бумаг у последних.

При покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков соответствующие суммы поступают на их резервно-корреспондентские счета, т.е. увеличивается величина минимальных резервов и, следовательно, появляется возможность расширения активных, в том числе ссудных, операций с клиентурой. В случае продажи Центральным банком ценных бумаг коммерческим банкам, наоборот, сумма зарезервированных ими средств уменьшается, а в банковской системе в целом происходит сокращение кредитных ресурсов либо повышение их стоимости, что отражается на величине общей денежной массы. Таким образом, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, Центральный банк влияет не только на величину резервов коммерческих банков, их кредитоспособность, но и на совокупный объем денежной массы в регионе.

Операции на открытом рынке совершаются виде прямых покупок или продаж и в виде купли-продажи на срок с обязательством обратного выкупа на заранее оговоренных условиях (операция РЕПО).

Сущность операции РЕПО заключается в том, что Банк России может предоставлять денежные средства первичному дилеру на рынке ценных бумаг для закрытия короткой открытой позиции (т. е. когда обязательства больше, чем требования) взамен государственных ценных бумаг. Дилер принимает на себя обязательство обратного выкупа тех же ценных бумаг через определенный период времени, но по другой цене. Срок сделки РЕПО фиксирован и составляет два дня. Рынок РЕПО является достаточно эффективным краткосрочным инструментом денежно-кредитной политики Банка России и одним из косвенных инструментов поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг.

В Российской Федерацииоперации на открытом рынке предполагают куплю-продажу ЦБ РФ ценных бумаг (государственных облигаций и других обязательств). К государственным ценным бумагам относятся ценные бумаги двух уровней: ценные бумаги федерального уровня и ценные бумаги субъектов Федерации.

С 30-х годов ХХ в.в. денежно кредитной политике ЦБ стали применять валютное регулирование, как реакция на «бегство капиталов» в условиях кризиса. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы.

– состояния платежного баланса;

– состояния экспорта и импорта;

– доли внешней торговли в ВВП;

– дефицита бюджета и источников его покрытия;

– экономической и политической ситуации и др.

Реальный валютный курс определяется свободным предложением по купле и продаже валюты на валютных биржах. Инструментом валютного регулирования является валютная интервенция , суть которой состоит в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном ранке в целях воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты.

Помимо валютной интервенции центральный банк использует административные меры, регулирующие валютный курс в направлении укрепления денежного обращения и повышения эффективности межгосударственных экономических отношений. Например, введение «валютного коридора» способствует регулируемости валютного курса.

Российская денежно-кредитная политика сориентирована на использование косвенных методов воздействия: уровень процентных ставок ЦБ РФ должен влиять на уровень процентных ставок коммерческих банков; нормативы обязательных резервов и рефинансирование – на объемы и структуру операций банков; установление ориентиров роста денежной массы и операции на открытом рынке – на объемы денежного обращения; интервенции на валютном рынке – на курс рубля по отношению к иностранным валютам. Количественные ограничения в виде лимитов на рефинансирование банков или регламентирование проведения отдельных видов операций могут в соответствии с российским законодательством применяться Банком России только в исключительных случаях.

Банк России самостоятельно определяет параметры и время действия инструментов денежно-кредитной политики (процентные ставки, виды и объемы резервных требований, лимиты и порядок совершения операций и др.).

Таким образом, денежно-кредитная политика играет большую роль в государственном регулировании экономики. Применение различных методов может быть эффективным при условии, если они взаимосвязаны с налоговой и бюджетной политикой и другими формами государственного регулирования экономики.

13.4. Организационная структура центральных банков

В практике функционирования центральных банков можно выделить три модели их построения: традиционная, американская и европейская. Наибольшее распространение получила традиционная модель, примером которой являются банки стран Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, многих стран Африки, стран Восточной и Центральной Европы (включая Россию).

Структуру Банка России составляет центральный аппарат, 59 главных управлений, 19 национальных банков, 5 отделений Московского ГТУ, 1165 рассчетно-кассовых центров, Центральное хранилище и сеть межрегиональных хранилищ.

Функциональная структура Банка России представлена коллегиальным органом – Национальным банковским советом (НБС), возглавляемым председателем Банка России. В него входят 12 человек, которые за исключением председателя, не являются его служащими. Решения НБС принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов при кворуме в 7 человек. В его компетенцию входит рассмотрение наиболее важных вопросов, связанных с совершенствованием банковской системы, утверждением проекта основных направлений денежно-кредитной политики, годового отчета Банка России.

Органом управления Банка России является Совет директоров, возглавляемый председателем Банка России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России. Они назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Председательствует на заседаниях Совета директоров Председатель Банка России, в случае его отсутствия – лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров.

Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России.

Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Его заседания назначаются Председателем Банка России или лицом его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров.

Совет директоров утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России; устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации; выполняет и иные функции в соответствии с законом о центральном банке.

По принципам организации и управления американская модель существенно отличается от других моделей. Наиболее известным и характерным ее примером служит Федеральная резервная система США. Созданная в 1913 году она дважды реформировалась – в 30 и 80-е годы

Организационная структура ФРС состоит из рабочих органов трех уровней – Совета управляющих ФРС, двенадцати Федеральных резервных банков и банков – членов ФРС. Кроме того, составной частью ФРС являются два комитета: Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР) и Федеральный консультационный совет (ФКС) (см. рис. 13.1).

Таким образом, Федеральная резервная система – это не центральный банк, а группа банков, двенадцать из которых наделены особыми правами регулирования в отношении других членов группы. В количественном отношении членами ФРС являются менее 40 % банков США и доля их сокращается. На долю банков – членов ФРС приходится более 85 % активов банковской системы США, что превращает систему Федерального резерва в центральный банк.

Рис. 13.1. Организационная структура ФРС

13.5. Операции центрального банка

Операции ЦБ представляют собой конкретное проявление его функций на практике и проводятся для выполнения стоящих перед ним задач. Их подразделяют на активные и пассивные.

Источником ресурсов центральных банков служат вклады казначейства и коммерческих банков, которые могут помещать на беспроцентные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе и обязательные.

Учет казначейских векселей служит в большинстве стран главным инструментом краткосрочного кредитования центральным банком государства.

Краткосрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами.

Вложения в государственные ценные бумаги могут осуществляться центральными банками с различными целями. Во-первых, покупка центральными банками государственных облигаций в большинстве развитых стран служит главной и единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, главной целью покупки центральными банками государственных облигаций является регулирование ликвидности банковской системы и управления государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.

Центральный банк Российской Федерации также не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицита бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; согласно законодательству Банк России не может также покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.

Ежегодно банк России составляет годовую финансовую отчетность, которая отражает операции, выполняемые им в рамках установленных полномочий.

13.6. Роль банковского надзора в обеспечении стабильности банковской системы

Банковский надзор – это система мер, с помощью которых государство обеспечивает стабильное и безопасное функционирование кредитных организаций, предотвращающих дестабилизирующие тенденции в развитии всей банковской системы.

Банк России определяет банковский надзор как «совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции.

Основными видами надзора являются дистанционный документарный (посредством анализа отчетности – текущий надзор) и инспекционный (посредством проверок на месте – последующий надзор). По результатам надзора применяются предупредительные (превентивные) и принудительные меры воздействия.

Инспекционные проверки подразделяются на комплексные (не реже одного раза в два года), тематические (с учетом целевого назначения и степени проблемности), плановые (организуемые по плану, утвержденному руководством Банка России), внеплановые (по указанию Председателя Банка России либо других уполномоченных лиц). В ряде случаев проверки могут проводиться по координации с налоговыми, правоохранительными и другими органами. По результатам проверок составляет акт с указанием нарушений. О необходимости их устранения кредитным организациям направляются обязательные для исполнения предписания, в случае невыполнения в установленный срок или создания этими нарушениями угрозы интересов кредиторов (вкладчиков), применяются соответствующие меры воздействия. К ним относятся:

– взыскание штрафов;

– требование осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций, в том числе изменение структуры ее активов, замены руководителей и др.;

– введение запрета на проведение отдельных банковских операций на срок до одного года;

– назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев и др., вплоть до отзыва лицензии.

После отзыва лицензии на проведение банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями закона «О банках и банковской деятельности», в случае признания ее банкротом – в соответствии с требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Ключевое значение для развития в России банковского регулирования и надзора имеет внедрение Базельских соглашений, нацеленных на эффективное управление банковскими рисками и предусматривающих унификацию требований и стандартов банковской деятельности во всех странах. Данная унификация осуществляется международными финансово-кредитными организациями: МБФ, Всемирным банком, Банком международных расчетов. Под эгидой последнего был создан Комитет по банковскому регулированию и надзору (Комитет Кука), членом которого Банк России стал в 1996 году.


Укрепление банковской системы обеспечивается надлежащим банковским надзором, который осуществляет мониторинг (наблюдение, оценка и прогноз состояния) за деятельностью банков и применение мер реагирования по результатам его анализа осуществлять другие мероприятия по поддержанию стабильности денежно-кредитной системы.

Цели и задачи организации центральных банков. Функции Центрального банка РФ. Организационная структура Центрального Банка РФ: центральный аппарат, территориальные главные управления и национальные банки России, расчетно-кассовые центры (РКЦ). Функции Центрального Банка РФ: проведение единой денежно-кредитной политики, эмиссия наличных денег и организация их обращения, рефинансирование, организация безналичных расчетов и кредитования народного хозяйства, регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков, валютное регулирование и валютный контроль, расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета. Функции и организационная структура центральных банков Англии, Франции, Японии, Германии, США и других банков развитых стран.

Коммерческие банки и их деятельность

Характеристика коммерческого банка как субъекта экономики. Функции коммерческого банка: аккумуляция временно свободных денежных средств в депозиты, размещение привлеченных средств и расчетно-кассовое обслуживание клиентуры. Понятие банковской услуги и ее основные характеристики. Законодательные основы банковской деятельности. Клиент банка. Договор банка с клиентом. Банковские счета. Классификация банковских операций. Пассивные операции банка – операции по привлечению средств в банки и формированию ресурсов последних. Депозитные операции. Эмиссионные операции коммерческого банка. Значение пассивных операций в деятельности коммерческого банка.

Активные операции коммерческого банка – операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для привлечения прибыли и поддержания ликвидности. Классификация активных операций коммерческого банка по экономическому содержанию (ссудные, расчетные, кассовые, инвестиционные, фондовые и гарантийные операции коммерческого банка); по степени риска; по характеру (направлениям) размещения средств (первичные, вторичные, и инвестиционные); по уровню доходности.

Характеристика ссудных операций, их виды в зависимости от типа заемщика, способа обеспечения, сроков кредитования, характера кругооборота средств, объекта и субъектов кредитования, вида открываемого счета и других признаков. Отличия ссудных и инвестиционных операций коммерческого банка.

Активно-пассивные операции коммерческого банка - комиссионные, посреднические, выполняемые банком по поручению клиентов за определенную плату. Виды активно-пассивных операций коммерческого банка. Трастовые операции банка.
Балансовые и забалансовые операции банка. Их краткая характеристика. Основные виды забалансовых операций.

Ликвидные и неликвидные операции коммерческого банка. Понятие банковской ликвидности.

Финансовые риски в деятельности коммерческого банка.

Международные финансовые и кредитные институты

Цели создания и особенности функционирования МВФ и Мирового банка. Европейский банк реконструкции и развития. Европейский инвестиционный банк. Банк международных расчетов. Международная финансовая корпорация. Международная ассоциация развития и др.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

I. Деньги

1. Происхождение, эволюция и сущность денег

2. Функции денег

3. Виды денег

4. Понятие денежной массы

5. Выпуск денег и эмиссия денег

6. Понятие денежного оборота, его содержание и структура

7. Основы организации безналичного денежного оборота

8.Формы безналичных расчетов, условия осуществления их

9. Денежная система и ее элементы

10. Сущность инфляции и формы ее проявления

II. Кредит

11. Необходимость и сущность кредита

12. Функции и законы кредита

13. Теории кредита

14. Формы и виды кредита

15. Природа ссудного процента и его экономическая роль

16. Банковский процент и механизм его формирования

17. Формы обеспечения возвратности кредита

18. Рефинансирование и межбанковское кредитование

19. Принципы банковского кредитования.

20. Роль кредита в развитии экономики и его границы

III. Банки

21. Возникновение и развитие банков

22. Понятие и элементы банковской системы

23. Форма организации центральных банков и организационное устройство Банка России

24. Задачи, функции и операции Банка России

25. Денежно-кредитная политика центрального банка

26. Понятие, принципы деятельности и классификация коммерческих банков

27. Организационное устройство коммерческих банков

28. Функции коммерческих банков и банковские услуги

29. Пассивные операции коммерческих банков

30. Активные операции коммерческих банков

Студентам предлагается перечень вопросов, входящих в контрольную работу, который был утвержден на заседании кафедры. При подготовке вопросов принимались во внимание следующие факторы:

Актуальность рассматриваемой проблемы;

Наличие научной и специальной литературы по изучаемым вопросам;

Возможность сбора экономической и статистической информации.

Номера вопросов для контрольной работы студенты определяют в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки.

В случае возникновения у студентов трудностей, связанных с выбором темы контрольной работы, им следует обратиться за консультацией к преподавателю - научному руководителю.

Студент должен самостоятельно подобрать литературные источники, необходимые для написания контрольной работы, используя список рекомендуемой литературы, содержащийся в данном пособии, а также каталоги книг и периодических изданий, которые имеются в библиотеке академии или других библиотеках.

Изучение литературы должно осуществляться в определённой последовательности:

1) изучить соответствующие главы и разделы учебников и учебных пособий;

2) ознакомиться с федеральными и региональными законодательными актами, относящимися к теме контрольной работы;

3) проанализировать действующие инструкции и нормативные акты Центрального Банка РФ, имеющие отношение к изучаемой проблеме;

4) изучить монографии и статьи в периодической печати.

Главной целью изучения литературных источников является систематизация информации и накопленных наукой знаний по изучаемым вопросам, выделение различных взглядов и точек зрения отечественных и зарубежных учёных и специалистов, а также выработка собственного мнения по рассматриваемым проблемам.

Раскрытие сущности тех вопросов, которые обозначены в плане контрольной работы, целесообразно начать с изложения теоретических положений и исторического аспекта изучаемой проблемы. Следует объяснить сущность изучаемых явлений и процессов, их тенденции и перспективы. Необходимо сделать обзор различных точек зрения и мнений, существующих в современной экономической литературе, а также высказать свою позицию по изучаемой проблеме. Теоретические положения необходимо подкрепить анализом фактического материала – статистических и экономических показателей, почерпнутых из статистических сборников, периодических изданий, справочников и компьютерной сети Internet.

Приводимые в контрольной работе статистические данные должны быть тесно увязаны с текстом и сведены в таблицы или диаграммы. Показатели должны рассматриваться в динамике не менее чем за 3 – 5 лет. Сравниваемые объекты должны быть однотипны. Анализ становится более глубоким при расчёте средних и относительных величин, индексов, показателей вариации признаков, при выявлении взаимосвязи между отдельными экономическими явлениями.

Изложение текстанумерация страниц должна быть сквозной контрольной работы заканчивается списком использованной литературы.

Контрольная работа может быть выполнена от руки или на компьютере, на одной стороне листа формата А4 через 1,5 интервал, шрифт 14 пт, или написана в ученической тетради формата А4.

Нумерация должна быть сквозной, начиная с титульного листа.

Студент обязан сдать контрольную работу на кафедру финансов и кредита не позднее указанного преподавателем срока. Сотрудник кафедры проверяет правильность оформления контрольной работы и регистрирует её в специальном журнале.

Научный руководитель проверяет контрольную работу и в случае неудовлетворительного выполнения возвращает её на письменную доработку с указанием конкретного срока вторичной сдачи контрольной работы на кафедру. В процессе доработки студент должен устранит замечания и ответить на вопросы научного руководителя.

Выполненная и зачтённая контрольная работа хранится на кафедре «Финансы и кредит».


Центральный банк - это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка.

Своим созданием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.

Известны два пути создания центральных банков:

Историческое закрепление функции денежной эмиссии за крупнейшей кредитной организацией;

Учреждение государством эмиссионного банка.

Появление первых центральных банков относят к концу XVII в. Тогда функции центрального банка не отличались от функций обычного банка, исключение составляло кредитование правительства.

Старейшими центральными банками мира признаны шведский "Риксбанк" (1668 г.) и Банк Англии (1694 г.).

Процесс монополизации центральными банками функции эмиссии денег протекал долго и был завершен в большинстве стран мира в конце XIX - начале XX в. Банк Англии в законодательном порядке получил монополию эмиссии банкнот в 1844 г.

В числе экономически развитых стран последней четверти XIX в. только США не располагали централизованной организацией банковской системы. В 1913 г. на их территории функционировало более 20000 банков, причем около 7000 - с правом эмиссии банкнот.

Сосредоточение эмиссионной деятельности в центральном банке поставило его в привилегированное положение на денежном рынке, дало возможность целенаправленно воздействовать на спрос и предложение денежных ресурсов. Вследствие этого начали развиваться новые функции и операции центрального банка, не свойственные другим кредитным организациям.

По мере усиления демонетизации золота центральные банки использовали все новые методы сдерживания инфляции, приняв на себя функцию ее обуздания, стали контролировать и прогнозировать рост денежной массы.

Не прекращаются дискуссии экономистов, касающиеся степени независимости центральных банков от государства. Под независимостью центрального банка понимается особая форма государственного контроля над состоянием данной сферы в стране. Во многом уровень самостоятельности отдельных эмис­сионных банков складывался под влиянием национальных особенностей государственной кредитной системы и проблем государственного контроля над финансовыми потоками.

В мировой практике встречаются четыре модели взаимодействия центрального банка с другими органами государственной власти в области денежно-кредитной политики. Первая: центральный банк реализует денежно-кредитную политику, разрабатываемую правительством (Франция, Италия). Вторая: государственные органы наделены правом инструктировать центральный банк в данной области деятельности (Россия, Япония). Третья: согласно законам страны, центральный банк обязан поддерживать экономическую политику правительства, в то же время государственные органы не наделены правом вмешательства в денежно-кредитную политику эмиссионного банка. Четвертая: центральный банк независим от правительства, денежно-кредитную политику проводит самостоятельно.

В вопросах подотчетности центральных банков в мировой практике также существуют определенные особенности. Федеральная резервная система США несет ответственность перед конгрессом. Национальный банк Франции подотчетен счетной палате парламента; по кадровым вопросам, при составлении проекта распределения прибыли банка необходимо одобрение министра экономики и финансов. Министр финансов Канады наделен правом (после консультации с правительством) давать конкретные распоряжения Банку Канады по финансовой политике.

Руководитель банка назначается (избирается) из кандидатур, предложенных правительством, как в Великобритании, США, Швейцарии, Франции, Японии, или центральным банком, как в Италии, Нидерландах.

В большинстве стран мира центральные банки являются собственностью государства. В отдельных странах (США, Швейцарии, ЮАР, Японии) их учредителями-акционерами могут быть коммерческие банки и иные юридические и физические лица. Ряд центральных банков обладает правом самостоятельно (без надзора правительства) устанавливать смету расходов. Во Франции принятый центральным банком бюджет может быть отвергнут парламентом, в США возможен его последующий контроль со стороны государства.

Роль центрального банка в экономике государства определяется его правовым статусом и формами взаимосвязи и взаимодействия с правительством и коммерческими банками. Современные центральные банки, как правило, учреждаются в форме акционерного общества либо независимого административно-публичного образования (публичных корпораций). Так, Федеральная резервная система США - независимое ведомство, которое в свою очередь входит в число федеральных административных учреждений; Австрийский Национальный банк - акционерное общество с особым административным статусом.

Задачи и функции центрального банка в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о центральном банке страны, о банковской деятельности. К числу основных задач центрального банка относятся:

Разработка и проведение денежно-кредитной политики как совокупности функций по обеспечению покупательной способности денег, поддержке экономической политики правительства (способствовать долгосрочному экономическому росту, сдерживанию инфляции, регулированию занятости населения, выравниванию платежного баланса);

Надзор за кредитной системой;

Организация функционирования платежной системы и надзор за нею . Общемировой тенденцией является построение национальных расчетных систем под контролем и надзором центрального банка через единый корреспондентский счет, открываемый в нем, усиление правомочных функций центрального банка по регулированию платежных систем .

  • < Назад
  • Вперёд >

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах эти банки называются по-разному: государственные, народные, эмиссионные, резервные. Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот.

В конце XIX - начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем - просто центральным банком. В самом названии отражается роль банка в кредитной системе любой страны: центральный банк становится центром банковской системы. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам. Первичная обязанность центрального банка в рыночной экономике - защищать покупательную способность национальной валюты и помогать нормальному функционированию финансовых рынков.

Собственность центрального банка чаще всего является государственной. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей экономики или предприятий, а в интересах государства в целом. При этом центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли.

ЦБ подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета. Назначение может делаться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру (часто оно ее официально предлагает). Высшее руководство ЦБ может быть не ограничено в сроке пребывания в должности (в Дании, Финляндии, Норвегии) или назначаться на длительный срок, например на 7 лет - в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, на 8 лет - в ФРГ.

Степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста. Правительство озабочено прежде всего краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов, и это может вступать в противоречие с долговременными интересами всего государства. Относительно независимый ЦБ в такой ситуации должен выступать своеобразным противовесом.

С другой стороны, независимость ЦБ имеет объективные пределы, так как принципиальные противоречия с правительством могли бы свести на нет эффективность проводимой последним экономической политики. Поэтому есть тенденция к усилению влияния правительства в лице, прежде всего, министра финансов. Во многих странах высшие полномочия правительства и министерства финансов по отношению к ЦБ закреплены законодательно.

Вместе с тем центральные банки имеют официальное право на высказывание собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых приказов министерством финансов используется крайне редко. Какие бы функции ни возлагались на ЦБ, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

Принципиальное значение имеет ограничение возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Во многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швеции, Швейцарии) или законодательно ограничено (в ФРГ, Франции, Нидерландах).

Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции: осуществляет монопольно эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

Методы денежно-кредитной политики центрального банка разнообразны. Наиболее широко используются:

  • - изменение процентных ставок, по которым центральный 5анк предоставляет кредиты коммерческим банкам (официальной учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки);
  • - изменение норм обязательных резервов банков;
  • - операции на открытом рынке, т. е. операции по купле-продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг;
  • - политика валютной интервенции, т. е. покупка-продажа иностранной валюты.

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок ссудных капиталов в целом.

Кроме того, могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитование различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

  • - прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые "кредитные потолки");
  • - регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности установления маржи, т. е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, разницы между ставками по депозитам и ставками по кредитам.

Центральный банк выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы страны. Он организует межбанковские расчеты, координирует и регулирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем, служит расчетным центром банковской системы.

К основным направлениям надзора и контроля центрального банка над коммерческими относятся: выдача лицензий на осуществление банковской деятельности, на проведение отдельных видов операций (валютных, с ценными бумагами, с драгоценными металлами); проверка и анализ финансовой отчетности, предоставляемой банками, ревизии на местах; установление систем экономических нормативов, контроль за их соблюдением.

Центральный банк является органом валютного контроля, проводником государственной валютной политики. Он определяет режим обменного курса национальной валюты и осуществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, платежный баланс, контролирует движение валюты как внутри страны, так и за границей, принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса. Центральный банк участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с центральными банками других стран, а также с международными и региональными валютно-кредитными организациями, представляет страну в этих организациях.

Все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя коммерческие банки, он одновременно создает кредитные орудия обращения; осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента. Это определяет особое положение, которое занимает центральный банк в банковской системе, и создает объективные предпосылки для выполнения им важнейшей функции - функции денежно-кредитного регулирования.

Статус, цели, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального банка РФ законодательно определяются Конституцией РФ, Законом о Центробанке и другими федеральными законами.

Согласно Конституции РФ главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.

В соответствии со ст. 3 Закона о Центробанке основными целями деятельности Банка России являются:

  • - защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • - развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • - обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции РФ, ст. 5 Закона о Центробанке). Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка РФ - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Закона о Центробанке. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, гак же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со ст. 5 Закона о Центробанке федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу РФ и Президента РФ. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

Банк России подотчетен Государственной Думе РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка РФ и аудиторское заключение.

Центральный банк РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности Банка.

Национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации, являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением об этих учреждениях, утверждаемым Советом директоров.

Высший орган Банка России - Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею. В Совет директоров входят председатель Банка России и 12 членов Совета, которые утверждаются Государственной Думой РФ по представлению председателя Банка. Он является одновременно председателем Совета директоров.

Совет директоров организует работу Банка России и регулирует деятельность коммерческих банков страны. Он утверждает структуру и штаты центрального аппарата Банка России, а также уставы его структурных подразделений.

В полномочия Совета директоров входят изменение ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов; определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации; другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы и экономики страны в целом.

Наряду с Советом директоров функционирует Национальный банковский совет. В его состав включаются представители Администрации Президента РФ, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность Совета не превышает 15 человек. Члены совета утверждаются Государственной Думой РФ по представлению Председателя Банка России.

Совет регулярно, не реже одного раза в квартал, обсуждает концепцию развития банковской системы и вопросы единой государственной кредитно-денежной политики, включая регулирование денежных ресурсов. Рекомендации Совета учитываются при рассмотрении в Федеральном Собрании РФ законодательных актов по вопросам банковской деятельности, а гакже принимаются во внимание при подготовке решений Совета директоров Банка России.

Денежное обращение регулируется Центральным банком в процессе осуществления денежно-кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Кредитная экспансия ЦБ РФ увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые, выдавая кредиты, повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Инструментами кредитной экспансии или рестрикции являются учетная ставка Центрального банка РФ и некоторые неэкономические меры. Официальная учетная ставка (ставка рефинансирования) - это проценты по ссудам, используемым Центральным 5анком РФ при кредитовании коммерческих банков.

Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.

На протяжении 1991-1997 гг. учетная ставка неоднократно пересматривалась в диапазоне от 10 до 200% годовых, в зависимости от экономической ситуации в стране.

Коммерческие банки получают в ЦБ РФ ссуды в порядке рефинансирования и переучета векселей. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку. С 21 января 2000 г. учетная ставка составляла 45%. За период с 2000 по 2011 г. она снижалась более 20 раз, а с мая 2011 г. она составляет 8,25%.

Повышение официальных ставок сокращает возможности коммерческих банков получить ресурсы для кредитования. Это воздействует на сокращение денежной массы. Снижение официальной учетной ставки действует в обратном направлении.

Банк РФ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки ЦБ РФ представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Основные функции Банка России закреплены Законом о Центробанке (ст. 4). Банк России:

  • - во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • - монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • - является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их финансирования;
  • - устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • - устанавливает правила проведения банковских операций;
  • - осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственных социальных внебюджетных фондов;
  • - осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • - принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает лицензии кредитным организациям на осуществление банковской деятельности, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • - осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
  • - регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • - осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • - организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • - определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а гакже с юридическими и физическими лицами;
  • - устанавливает правила бухгалтерского учета отчетности для банковской системы Российской Федерации;
  • - устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • - принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • - устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • - проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

В целях успешной реализации денежно-кредитной политики Центральный банк РФ использует следующие инструменты и методы:

1. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Обязательные резервы (резервные требования) - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, или в виде депозитов в Центральном банке РФ, или в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным банком РФ.

Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных операций (депозитов) либо активных операций (кредитных вложений). Использование нормативов может иметь как тотальный характер воздействия - установление ко всей сумме обязательств или ссуд, так и селективный - к их определенной части.

2. Операции на открытом рынке.

При осуществлении этих операций Центральный банк РФ не только реализует направления своей кредитно-денежной политики, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, т. е. способности своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами - как юридическими, так и физическими лицами.

Под операциями на открытом рынке имеется в виду купля-продажа ЦБ казначейских векселей, государственных ценных бумаг, облигаций Банка России. Эмитентом государственных ценных бумаг является Правительство РФ в лице Министерства финансов России.

Центральный банк РФ выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга. Операции с ценными бумагами проводят более 50 официальных дилеров, в роли которых выступают коммерческие банки.

3. Рефинансирование кредитных организаций.

Под рефинансированием банков понимается предоставление Центральным банком РФ кредитов коммерческим банкам. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. Рефинансирование может осуществляться путем предоставления ломбардного кредита, кредита под залог векселей и другие виды кредита.


Традиционно Центральный банк выполняет 4 основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т. е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство). Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, поэтому функции эмиссионной монополии ЦБ несколько снижена, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.

Следует иметь ввиду, что монополия на эмиссию банкнот на современном этапе вовсе не означает ее жесткого контроля или увязки с целями денежно-кредитного регулирования. Главная задача денежно-кредитной политики – регулирование безналичной эмиссии, основным источником которой являются коммерческие банки. В тоже время эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (в форме как банкнот, так и депозитов коммерческих банков) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.

Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т. е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называю обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по депозитам (норма обязательных резервов). Через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последний осуществляет урегулирование расчетов между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно снизилось значение традиционной для центрального банка функции расчетного центра банковской системы.

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т. е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и поэтому банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

Независимо от принадлежности капитала центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются все правительственные расходы. В некоторых странах, например в США, большая часть бюджетных средств помещается в коммерческие банки.

В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом (Денис Шевчук). Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации. Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.

От имени правительства центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

Все функции центрального банка тесно взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента. Названные функции центрально банка создают объективные предпосылки для выполнения им функции регулирования всей денежно-кредитной системы страны и, следовательно, регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора на современном этапе является важнейшей функцией центрального банка.

Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции – пассивные и активные. Пассивными называются операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы, активными – операции по размещению банковских ресурсов.

Функции центрального банка России

Функция проведения государственной денежно-кредитной политики по развитию рыночной экономики, обеспечению устойчивости денежного обращения и покупательной способности национальной денежной единицы. Выполняя эту функцию Банк принимает участие в разработке основ экономической политики правительства и использует различные методы денежно-кредитного управления банковской системой, входящие в его компетенцию.

Функция эмиссии денег и организации денежного обращения. Эмиссия денег является монопольным правом ЦБ и находится только в его компетенции. КБ не имеют права самостоятельно выпускать в обращение денежные средства. Необходимость выпуска новых денег обусловлена реализацией национального дохода или вновь созданной стоимости совокупного общественного продукта.

Функция кредитования коммерческих банков на основе рефенансирования портфеля их ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, что ЦБ как «банк банков» производит кредитование только банковских учреждений. Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовых банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства. Представление кредитов происходит по ставкам рефенансирования, установленным ЦБ.

Функция организации безналичных расчетов народного хозяйства. При выполнении этой функции «банк банков» устанавливает принципы организации расчетов, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов, этапы их бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций.

Функция организации банковских операций, бухгалтерского учета и статистической отчетности о работе банков. В связи с этой функцией Банк создает правила финансирования, кредитования, расчетов и кассовых операций, а также бухгалтерского учета и отчетности по основным участкам деятельности кредитных учреждений.

Функция государственной регистрации кредитных учреждений. Во исполнение этой функции Банк рассматривает пакет документов для открытия нового кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии на право ведения банковских операций. Такие лицензии выдаются только кредитным учреждениям, располагающим квалифицированными кадрами для выполнения возлагаемых на них обязанностей.

Функция организации государственного контроля за деятельностью кредитных учреждений. После открытия кредитных учреждений и начала их операций ЦБ осуществляет постоянный контроль за их деятельностью. Эта работа проводится расчетно-кассовыми центрами банка, в которых находятся корреспондентские счета низовых кредитных органов. Анализируя обороты и остатки денежных средств на этих счетах, РКЦ получают необходимую информацию о ликвидности, платежеспособности и финансовом состоянии КБ.

Функция реализации облигаций гос. займов и кредитования расходов федерального бюджета. ЦБ – уполномоченный орган Минфина РФ по продаже облигаций государственных займов. Реализация облигаций этих займов осуществляется банками-диллерами, состав которых формируется Минфином и ЦБ.

Функция регулирования золотовалютных резервов страны. ЦБ РФ является главным депозитарием золото-валютных резервов государства и организует все операции по продаже и покупке золота и иностранных валют. Операции с этими ценностями производятся по ценам спроса и предложения на золотых и валютных рынках.

Функция составления платежного баланса страны. В условиях детронизации золота, ликвидации золотомонетного стандарта и монетного паритета основой обеспечения банкнот ЦБ служат товарные массы, включая товары отечественного и зарубежного производства. В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов ЦБ РФ составляет платежный баланс РФ.